Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 19Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Был в селе филиал целиноградского вузаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Был в селе филиал целиноградского вуза

ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Был в селе филиал целиноградского вуза

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости

Как говорят в отдельных телепередачах,  пользуясь случаем, хочу передать привет...

Так вот, я тоже хочу передать привет  первым выпускникам Кустанайского филиала Целиноградского сельскохозяйственного института. Всем, кто еще работает или уже на пенсии, кто здесь живет, а кто далече. Сейчас это аграрный блок КГУ - Костанайского  госуниверситета, а тогда он был всего лишь филиалом, и даже не столичного вуза. Привет всем, кто первым в 1971 году окончил  филиал и пошел трудиться в совхозы, бригады, на фермы.  Конезавод  тогда уже стал поселком Заречным,  здесь же была создана Кустанайская государственная сельскохозяйственная опытная станция. Если короче – просто опытная станция. Со временем  ее возглавил Франц Христианович Шлосс, который  в числе первых защищал здесь диплом, а потом руководил опытной станцией и другими хозяйствами.

Мой репортаж с того события  был опубликован в "Ленинском пути" (ныне  "Костанайские новости")  в феврале  1971 года.

(Скачать увеличенную версию)

Обычный репортаж с рядового вроде бы события. Тогда, однако, было оно вовсе  не рядовым для области, в которой испокон веков учили только педагогов, а агрономов ковали в Алма-Ате, Целинограде, Троицке, Москве. Не ближний свет, даже и Троицк. А тут - хоть и филиал, но свой, рядом. Уже эта близость открывала шире двери для многих ребят из сельских школ, которые в основном и шли учиться в сельхозвуз. Директором филиала стал мало кому известный в то время главный агроном совхоза «Московский» Анатолий Александрович Образ. Кто-то сумел разглядеть в нем и организатора, и подвижника, который сумел собрать крепкий коллектив педагогов. Так бывает в жизни…

Насколько мне известно, господин Шлосс сейчас живет в Германии, а где и чем заняты остальные обладатели первых дипломов, не знаю. Многие, наверное, уже на пенсии. Откликнется кто - спасибо. Во всяком случае, знаю точно, никто не пропал, никому искать работу не пришлось. Время другое было - работа сама искала людей.

Да и хозяйство, куда  поселили филиал сельхозвуза,  было тогда другим, за опытом или на практику ездить никуда не надо было.  Опытная станция  в Заречном  имела такую научную и производственную базу, что сюда ездили за опытом со всего Союза.  Работать и жить здесь считалось  большой удачей. Директором станции был Николай Моисеевич Дядик, его замом  по науке - Аркадий Васильевич Артюшенко. Причем, как говорят, возможности Артюшенко директор ничем не ограничивал. Аркадий Васильевич мог пригласить и приглашал любого специалиста из любого конца СССР. Принимали людей по конкурсу, выбирали лучших. Нынешний зам. директора АО "Баян Сулу" Александр  Пыльский рассказал мне, что и его семья приехала в Заречный из Белоруссии - мама прошла по конкурсу и была принята на работу на опытную станцию заведующей отделом. Проблем с жильем  не было - хорошие квартиры или коттеджи давали сразу. Выплачивали подъемные, на зарплату тоже никто не жаловался.  Специалисты приезжали из России, Украины.

Это Артюшенко при поддержке Дядика сформировал творческий коллектив ученых, создал лаборатории и отделы, загрузил их работой. Сам же продолжил главное дело  своей жизни. Он не только доказал, что в Северном Казахстане можно сеять озимую  пшеницу, но и разработал технологию ее выращивания. В те годы,  специалисты помнят, в области сеяли до полумиллиона гектаров озимых и получали по 40 центнеров отличного зерна с каждого из них. Все, кто   работал с Артюшенко, помнят его как редкого энтузиаста своего дела, человека доброго и  увлеченного. Опытная станция  в те годы не только двигала науку, но и конкретно помогала производству. Мы,  в редакции, частенько морщились, когда приходилось печатать рекомендации ученых, а их, рекомендаций, было немало и на все случаи сельской жизни. Как-то, помню, выдалась дождливая весна, лило недели две подряд, в лучшие для сева сроки на поля нельзя было зайти и трактору.  Но и на этот случай  нашлись  советы, и мы их напечатали, отодвинув свои журналистские "шедевры".

Я еще раз перечитал свой репортаж из февраля 1971 года. Четыре фотографии, строк сто текста. Выпускники, темы дипломных работ. Публикую оттиск той газеты - может, кому-то будет интересно. Артюшенко в тексте упомянут, но его фото в газете нет. Сейчас пытаюсь вспомнить, почему не напечатали его снимок, и нахожу этому одно объяснение. Аркадий Васильевич и его идеи были настолько на  слуху, что мы боялись - как бы не примелькался в газете. Он часто бывал   в редакции, все журналисты знали его в лицо. К сожалению, мне редко доводилось  общаться с этим человеком. Защита и вручение дипломов - просто удачный  случай. 

Кто еще попал в кадр - не знаю. Лица знакомые, а назвать не могу. Знаю, что это и педагоги филиала, и сотрудники опытной станции. И чтобы никому не было обидно, назову, со слов Пыльского, ученых, которые в те годы работали вместе с Артюшенко и на ровном месте создавали научную лабораторию. И производственную базу тоже. Это (извините, могу назвать только фамилии) Адомяко, Гилевич, Ушаков, Рычагова, Пыльская, Чепракова, супруги Кудашевы, Емнонов, Оразбаев, Петренко, Смирнов, Акулов, наш хороший знакомый Андрей Удовицкий и многие другие.

 

Аркадий Васильевич Артюшенко, к великому сожалению, трагически погиб в автомобильной аварии, и эта беда практически свела  на нет его идею с озимыми. Их  у нас сеют, но совсем немного, и только рожь. Говорят, климат  не подходит.

Вот такой получился привет. И первым выпускникам нашего первого сельхозвуза, и ученым, которые тогда работали в науке и в этом вузе готовили себе смену.

Дай бог, чтобы новой смене  пришлось пореже обивать чьи-то пороги в поисках работы. В чем–чем, а уж в этом первые выпускники были счастливее нынешних.

Фото   
Видео   
Просмотров: 1306
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* резины: "Омка" 205х65 R16, 1 шт., "Геостар" 205х65 R16, 1 шт., "Континент" 195х65 R15, 1 шт., б/у, по 2500 тг; шипы для ошиповки резины, 540 шт., 2500 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Audi: генератор Bosch, 14 вольт, 45А, 10 тыс. тг; Москвич: редуктор, головка, поршни, гильзы, кольца. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ГАЗель: бампер, обрешетка радиатора под косые фары, 5000 тг, гильзы цилиндров диагональ 92, 4 шт., 2000 тг; ЗИЛ-130: кольца, диаметр 100, 3000 тг, аммортизатор, 3000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; ВАЗ-01,-06,-07: шаровые, диски сцепл,, полуоси, подшипники, трос ручника; ВАЗ-09: стеклоподъемник левый; УАЗ: лебедка электрич. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Москвич: двери, 4 шт, помпа; Волга: катушка зажигания, цепь и шестерни распредв. зажигания, ремни вентил. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Волга: мосты, ДВС, коробка, балка, рессоры, двери, крылья, блок, головка, кардан, сиденья. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина сцепл., нов., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока, нов. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ: блок, мосты, коробки, двери, крылья, ДВС, головки, рессоры, карданы, диски. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ, 1988 г., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость