Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Жанибек Гапбасулы: «У меня есть минус – я всегда говорю правду»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Жанибек Гапбасулы: «У меня есть минус – я всегда говорю правду»

Жанибек Гапбасулы: «У меня есть минус – я всегда говорю правду»

«...А отступать некуда»
– Жанибек Гапбасович, как начиналась ваша карьера?
– Родился я в селе Урпек. Это бывший совхоз имени Иманова в Амангельдинском районе. Отец вернулся с войны, а потом подался в Карагандинскую область. Рабфак. Свинцовая шахта. В 1959 году в селе Кургасын шахту закрыли. Переехали в Кызыл-козы, на этом месте сейчас расположился Аркалык. От Кызыл-козы остались одни карьеры. В 1960 году Хрущевым было издано постановление, чтобы близ населенных пунктов, городов, поселков не было никакого скота. А как кочевнику без лошади?! Вот отец старшего брата взял... и уехал назад в Амангельдинский район. Там снова и обосновались…
– То есть вы – амангельдинец?
– Да, там после восьми классов я окончил училище механизации. С отличием. После чего мне дали направление в Петропавловский индустриально-педагогический техникум. Экзамены по сельскохозяйственным машинам, комбайнам-тракторам сдал на пять». По математике «письменно-устно» – на четыре. А по русскому языку – диктанту – двойка... Куда деваться?! Как политрук Клочков говорил: «Россия большая, а отступать некуда». Подошел к председателю экзаменационной комиссии. Говорю ему: всю жизнь разговаривал на казахском языке, окончил казахскую школу, училище, спецпредметы сдал на отлично, – что мне теперь, всю жизнь оставаться неучем? Из-за того, что русским не владею? Он мне – ну ты же разговариваешь. Я – да, потому что в Кызыл-козы у нас были соседи русские, общались. Двойку мне простили, при мне же ее зачеркнули и исправили на тройку. Только один вопрос задали: учиться не бросишь? Я пообещал, что нет. Тому была еще одна причина. Мой отец был очень недоволен, когда я поступил в училище механизации, и тоже пригрозил: бросишь – хорошего не жди.
– Получается, что вы русский язык выучили только в техникуме?
– Первое время туго было, я теперь своим студентам об этом рассказываю. Но была у нас одна преподаватель по высшей математике – Турсын Абдрахмановна Садуова. Я до сих пор ее помню. Единственная казашка во всем педколлективе. Гапбасов, говорит, останься, и на казахском мне, на родном языке говорит: почему не учишься? Я – как не учусь? Три-четыре пары в день, покушал, и за книги – банальная зубрежка. С ума можно сойти. А что делать? Я чуть не плакал: если выгонят – отец мне жить не даст, его слово было закон. Вот мне Турсын Абдрахмановна и посоветовала больше общаться с товарищами по группе. А тогда в петропавловский техникум принимали только рабочих или после армии. Среди них, тридцатилетних, я пацаном был... Первый семестр сдал на одни тройки. Но эти тройки не поменял бы на пятерки – они были заработаны настоящим трудом, стараниями. Сейчас своим студентам рассказываю, как учился, как поступал. А вам, говорю, сейчас на родном языке преподают, а вы и то не хотите учиться...
«Если в партию не вступишь...»
– Но для того чтобы сделать карьеру, одного техникума было недостаточно...
– Конечно. После техникума пошел в армию. Поступил на факультет истории в Карагандинский госуниверситет. Пришлось опять шесть лет учиться на русском языке. (Смеется). Хотел я этого или не хотел, но знания нужно получать. Вступил в партию. Раньше только так: если в партию не вступишь – на тебя смотрели, как на врага народа. Без будущего. В 1981 году меня директором посылают в совхоз им. Крупской в Амангельдинском районе, в одноименную школу. Нынешнее поколение, наверное, и не знает, кто такая Крупская. Потом и сельсовет возглавлял, отдел образования.
– Прежде чем возглавить районный отдел образования, вы стали директором года – в области.
– Так уж получилось, что в самые трудные годы я возглавил Амангельдинский районо. Не было финансирования, проблемы решали, как говорят, в ручном режиме, бывало, что посреди ночи могли разбудить и вызвать на разговор.
– Зато есть чем гордиться: из всех глав Амангельдинского районо дольше всех проработали вы да Колдасбаев, заслуженный учитель Казахстана.
– Пока в 2000 году Жомарт Тубекбаев, тогдашний аким Аркалыка, не позвал в свою команду. Сначала он сам ко мне обратился. Я ему честно сказал, как у нас, у казахов, говорят: «Ты идешь к базару, а я от базара», то есть у меня возраст 50 лет, а тебе всего 35. У тебя все впереди, а мне куда дергаться?! Я у Генриха Шека – начальника областного управления образования – спрашиваю: я вас как заврайоно не устраиваю? Устраиваете, говорит, но Тубекбаев просил меня. Так без меня меня женили... Встал я во главе Торгайского аграрно-технического колледжа.
– И как вам работалось с Тубекбаевым?
– Часто спорили, ругались. У меня есть минус, может, не один. Всегда говорю правду. А кто ее любит? Тубекбаев же по натуре упертый, авторитарный. Сидим на совещаниях: замы молчат, маслихатовцы молчат, один я перечил... Потом как-то Жомарт говорит: Жанибек Гапбасович, а у нас 18 лет разницы, я вас уважаю, но кто из нас аким? (Смеется).
Метод зубрежки дошел до вузов
– А как так получилось, что ваш техникум теперь занимает здание, в котором ранее работали сотрудники КГБ?
– Ну вы же помните девяностые: приватизация, прихватизация. Раньше у нас была типовая база, мощная, студенческий городок, в котором, кроме нас, были еще гуманитарный колледж, медицинский. Такого городка даже в Костанае не было. А потом город остался без тепла, зимой нам пришлось холодную воду по батареям гонять, чтобы не замерзли. Тогда и переехали, а от студенческого городка сейчас ничего не осталось.
– Может, не стоило тогда вообще сохранять это учебное заведение?
– Ну что вы?! Знаете, сколько сил было положено на то, чтобы его здесь открыть?! Небезызвестный Козыбаев Оразалы Абильевич доходил до Динмухамеда Кунаева, до ЦК, говорил, на селе не хватает кадров. Ему в ответ: в глухой степи учебное заведение открыть невозможно. То есть целину поднять можно, а специалистов готовить нельзя. Все-таки техникум удалось в Аркалыке организовать, сначала у нас, потом в Урицке – теперь райцентре Сарыколь. Нынешний Торгайский аграрно-технический колледж – правопреемник Аркалыкского сельскохозяйственного техникума, который был основан в 1966 году. Он несколько раз переименовывался, передавался в совхоз «Родина», и директор совхоза одновременно руководил и техникумом, и производством. В итоге после всех оптимизаций из нескольких учебных заведений и был создан колледж.
– Как вы, человек с большим педагогическим опытом, опытом управленца, относитесь к реформам в сфере образования?
– Может, я человек устаревших взглядов, но я считаю, что все начинается со школы. Надо признать, что ЕНТ не дает глубоких знаний. Я об этом говорил и писал на самых разных уровнях, но министры не слышат. Только на моем веку их сменилось тринадцать. Осталась одна зубрежка. Вот, посмотрите, нынешняя молодежь заканчивает одиннадцать классов и поступает не в институт, а в наш колледж. С красным аттестатом, а разговорной речью не владеют, привыкли все под запись, механически, автоматически, поставить крестик, галочку. А раньше, вспомните, поступали вы в авиационное, мореходное, кораблестроительное училище – обязательно надо было писать сочинение. А чтобы его написать, надо было знать классиков мировой литературы, отечественной, знать историю мира и родной страны. Сейчас же метод зубрежки дошел и до вузов, где студенты наедине с компьютером сдают экзамены.
– Не все же так плохо?
– Конечно, нет. И сейчас есть молодые люди, которые стремятся получить знания, которым не нужно их вдалбливать.
– Спасибо за откровенные ответы.
P.S.: Все, кто знаком с Жанибеком Гапбасовичем, выделяют в нем одну черту – знание многочисленных народных поговорок и пословиц на все случаи жизни. Одна из них в ходе нашей беседы звучала не раз: лучше горькая правда, чем сладкая ложь. По его твердому убеждению, есть три святыни, которым человек обязан поклоняться в жизни. Первая – это Аллах, по воле которого мы пришли в этот мир людьми, вторая – мать, подарившая нам радость бытия, вскормившая священным материнским молоком, третья – учитель-наставник, давший нам знания и направивший на истинный земной путь...

Тимур Туркестанов. turkestanoff@rambler.ru.
Фото Сергея МИРОНОВА.

Просмотров: 9245
Нравится: +3
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран