Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Настоящие, деревенские…Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Настоящие, деревенские…

Настоящие, деревенские…

Многие из нас в детстве, развесив уши, якобы засыпали после вечернего застолья дома. А родня, убирая со стола, раздвигая лавки, говорила за жизнь. Душевно, иногда надрывно, но всегда о главном – о людях. Эти рассказы отпечатываются в детском сознании. Как это случилось у Жаныл Кариной из мендыкаринского поселка Красная Пресня.

Утетлеевич и Нюра

Так Танаткана называли сельчане. Называли по­родственному, он всем здесь был свой. Родился на Мендыкаринской земле в 1921 году, а в 9 лет остался сиротой. Детский дом, армия. В армии его и застала война.

– Он рассказывал о тех боях лишь однажды, – вспоминает его дочь Жаныл. – Потом стал на вопросы о войне отвечать так: «Дай бог вам ее не знать».

Его жена даже попросила не звать мужа в школу выступать перед детьми на 9 Мая. Он долго плакал после этих встреч. Танаткан Карин воевал под Ржевом. Тот его единственный рассказ о самых жарких боях в 1942 году его детям навсегда запал в душу: «Даже нам, солдатам, было понятно, что идет напрасная потеря людей. То нас бросают на левый фланг, то на правый, то идем через речку. А ребята штабелями падают. Ты бежишь, а везде они. Трупы. Под ногами, в воде. Я зачерпнул ладошкой из реки, чтобы умыться. А вода – красная. От крови наших ребят. Кажется, всё дно реки ими уложили…»

Едва мы подъехали к родительскому дому Кариных, ее глаза заблестели. Эти бревенчатые стены,
уверены дети Танаткана, впитали в себя его мудрость. Потому дети дом не продают, берегут для внуков. 

Сам Танаткан в том бою был ранен. Одну его ногу разодрало на куски, а вторую и вовсе оторвало.

– Мы маленькими были и в детстве развлекались так – считали папкины раны на правой ноге. Как сейчас помню, 17 ямок.

В проблесках сознания он помнил, что его по полю тащили две девчонки. А потом адскую боль. В дороге остаток его оторванной ноги пилили наживую. Началась гангрена. До 1943 года он пролежал в Челябинском госпитале. Потом остался в курганском поселке Звериноголовка. Там в победном 1945 году и встретил Нюру.

Ее называли Нюрой все русские односельчане. На самом деле ее звали Жибек. Она родилась в Узунколе, но в голодные 30­е годы осиротела, и родные, чтобы ее спасти, переправили в двухлетнем возрасте в Курган, к дальним родственникам.

– На самом деле маму звали еще «профессорша». Дело в том, что она закончила 9 классов русской школы. С отличием! А люди тогда в основном по 2­3 класса за плечами имели. К моменту знакомства с папой она работала секретарем в сельсовете. И вот, представьте, такая умница и красавица. И папа – на двух костылях, без ноги, без профессии. Но уже с твердым характером и редкой порядочностью. Она вышла за него замуж!

Философия жизни от папы дороже всех сокровищ для Жаныл Танаткановной.

Вишневый кумыс

В 1955 году супруги Карины уже имели семерых детей и всей гурьбой решили ехать на казахстанскую целину. Сюда же, в Мендыкаринский район, прибыл и Иван Цыганков из Костаная.

– Они с папой сразу сдружились. Оба – фронтовики. У обоих по семеро детей. Оба – настоящие сельские мужики. Сильные, честные, волевые. Иван Данилович всегда смеялся: «Вот что Советский Союз делает. Ты, значит, казах, приехал из России на целину. А я – русский, из Казахстана». Именно они первыми вбивали колышки на месте нынешней Красной Пресни. И только потом приехали москвичи.

Дружбой Танаткана и Ивана восхищалась вся округа. А они были уверены, что на селе иначе нельзя. Слишком маленький здесь мир, всегда нужно чувствовать уверенное плечо соседа, чтобы вместе переживать и радости, и горести.

– Как мама ругалась, когда нам достался совсем малый кусок земли для дома. Но папа и Иван Данилович решили втиснуться меж других домов, лишь бы свои построить рядом. Понимаете, как им это важно было! Мама говорит: ведь баню даже ставить некуда. А мужики в ответ: одна на две семьи будет! По субботам у нас был праздник. Тетя Галя Цыганкова несет самовар, мама – баурсаки. Попаримся по очереди, а потом поем во дворе песни. И взрослые, и дети. На небе звезды, сверчок стрекочет, над головой мирное небо. А мы, казахи и русские, сидим и от души поем.

Танаткан ходил на протезе. На его имя в Красную Пресню приходили длиннющие коробки из Петропавловска. Но протезы ему не подходили, натирали. Сначала он злился, швырял их и плакал. Но безумно хотел работать, чтобы не жить на пособие по инвалидности. А потому решил разобрать протез и полностью переделать его под себя.

А Жибек и в Красной Пресне продолжали звать «профессоршей». Танаткан жене сказал, как отрезал: «Работать не будешь. Я семью прокормлю. А ты хозяйство веди от души. А то придут к нам люди, а дом на замке. Это непорядок для казаха».

– «Прошение» – сейчас ведь и слов таких нет, – продолжает рассказ дочь Танаткана и Жибек, – а тогда оно в нашем доме часто звучало. К маме то и дело приходили люди, чтобы она помогла им написать это самое прошение. А еще была она популярна в деревне своим вишневым кумысом! Дело в том, что она отлично вела хозяйство, и всю посуду, как сейчас помню, обдавала вишневыми ветками. У нас дома всегда стоял легкий вишневый аромат. А мамин кумыс люди считали волшебным, он был не просто вкусным, а с вишневым привкусом.

За этим кумысом в дом Кариных постоянно заходил народ. И деньги они категорически за это не брали. Считали, так и нужно жить в селе, с открытым сердцем и таким же домом.

– Помню, у Цыганковых старший сын Володя из армии пришел и заболел туберкулезом. Это был ноябрь. Кобыл уже не доят в это время. И тут папа приходит домой: «Я развязал кобылу. Давай, мать, доить. Может, хоть пол­литра. Надо Володьку как­то поднимать». И мама доила до последнего. Люди узнали, что кумыс у нее опять есть, заходят, а она: «Нет­нет, это только для Володи». Он заходил два раза в день. И на ночь мама ему три литра в бидончик наливала. Весной поехал к врачам, они ахнули: все затянулось! А Володя тогда им так и сказал: «Спасибо моим родителям Кариным…»

Дочь признается, думала, что ее родители проживут долго. Так часто она слышала слова благодарности от людей в их адрес. Первым ушел Иван Цыганков.

– Спустя годы умер папа. Инфаркт. Потом ушла мама, тетя Галя. Мужики совсем рано ушли. И шестидесяти лет не было. Видно, сказалась война. Пережитое.

Запах капсина

Но пережитое никак не сказалось на правилах жизни, к которым своих детей приучили родители. Дочь говорит, что отец никогда не кричал, а уж тем более не бил ни жену, ни детей. Сведет густые брови – и всё, значит, дело плохо. А потом он стал помогать многочисленным родственникам. Двоюродным, троюродным, а то и дальше.

– Представляете, у самого семеро по лавкам, а мы то и дело картошку какой­то бабуле незнакомой везем или овощи собираем для дедули. Мы по­белому завидовали детям, у которых были и бабушка, и дедушка. У нас же родители оба – сироты. И вот пашем мы на огороде в 30 соток да и говорим отцу: мол, эти дальние родственники тебя в детдом сдали, а мы теперь для них жилы рвем. Он говорил так: «Их понять можно, это были тридцатые. Голод и холод, у всех огромные семьи, своих­то прокормить не могли. Тогда и в детдом попасть было сложно, меня по знакомству устроили. Я благодарен им за это. Дети, помните: делайте людям добро. Всегда! Потому что добро возвращается. Вам не вернется – детям вашим достанется. Детям не вернется – ко внукам придет». Отца нет, а заповедь его осталась. Своим детям и внукам тоже так говорим.

Все семеро детей Танаткана и Жибек сейчас живут в нашей области. И все благодарны родителям за то, что они им передали.

Сегодня Жаныл вспоминается многое. И как дыньки с арбузиками умудрялись на огороде растить. И как на праздники разговорами взрослых заслушивались, делая вид, что спят. Благо, те разговоры были не пьяным бредом, а настоящими уроками жизни. А еще, как отцу из Москвы для культи высылали чулки из белоснежной натуральной шерсти. Высылали часто. Так отец один чулок себе оставит, а остальные жене – распускать и детям вязать варежки.

Жаныл говорит, что запах ее детства – это запах лекарства «Капсин». Вонючая такая жидкость, которой отцу всю жизнь смазывали раны на уцелевшей ноге. А он то и дело чувствовал ту, которой нет. Мерзнет, говорит, правая нога, а потом хвать рукой, а там пусто.

Но в такой, казалось бы, безнадеге люди не жаловались на судьбу. Лишь неистово хотели, чтобы их дети учились и жили чуть легче.

– Что нам мама только не выписывала. Почтальон с нашего дома всегда начинал. Подойдет, почти полсумки на лавочку выложит, а потом дальше, налегке. «Пионерская правда», «Дружные ребята», «Человек и закон», «Костер», «Вокруг света»… И обязательно для себя – журналы на казахском языке. Мама, выросшая в России, в 30 лет самостоятельно начала учить казахский язык. И выучила! Еще она хорошо читала на немецком. Как сейчас помню ее голос: «Да что тут трудного – «Дер винтер из дам. Наступила зима». А брат в ответ: «Не хочу я учить этот фашистский язык». Так мы и росли. Учились у родителей не помнить злое, а впитывать доброе. Для них с такой судьбой и семеро по лавкам не стали в тягость. Для меня с тех пор противный запах «Капсина» до боли родной. А с Цыганковыми мы так и дружим. Их дети из России каждый год в отпуск – к нам. Собираемся исключительно в родительском доме Кариных. Все мои братья и сестры с дипломами. Сбылась мечта родителей. Я – учительница, уже на пенсии. Но сейчас попросили готовить выпускников школы Красной Пресни к ЕНТ. Преподаю русский язык в казахских классах.

– Вы в маму, судя по всему...

– Не знаю. Надеюсь. Это лучший для меня комплимент…

Ирина ГУДОВА gudova.kn@mail.ru 39-23-73
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 6172
Комментариев: 0
Нравится: +11
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* костюм муж., обувь жен., вещи жен., срочно, в связи с переездом. Тел.: 50-68-40 (после 19 часов), 8-702-267-28-33.
* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* брюки муж. (шерсть, полушерсть), р. 48-50, 500 тг, шапки зимние, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* вещи детские, недорого. Тел. 21-26-67. 
* вещи и обувь зимняя и летняя на девочку (от 4 до 6 лет), цена договор. Тел. 8-705-911-84-45. 
* воротники новые (песец, енот), 52 см, сапоги жен., р. 36. Тел. 8-701-769-42-77. 
* воротники (нутрия, цигейка 2 шт., песец 1 шт.), пальто муж. с каракулев. воротником. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* дубленку жен., натур., р. 46, полушубок (овчина), р. 52-54, телогрейки ватные, нов. Тел. 56-83-84. 
* дубленку (овчина), коричн., модный фасон, воротник шалька, унты, б/у, недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* дубленку муж., р. 54-56, 15000 тг. Тел. 8-707-664-84-98. 
* дубленку жен., р. 48, 35000 тг, дубленку муж., р. 46-48, 20000 тг, шапку норков., р. 57, 5000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* дубленки, б/у. Тел. 50-73-40. 
* комплект одежды с электроподогревом, 12 В, жилет и две стельки (греет туловище и ступни ног), +40 гр., 12 В, 60 Вт, 12000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65. 
* мех норки коричн., чулок; мех для реставрации, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* меха лисы, песца, норки. Тел. 8-705-460-06-20. 
* меховые варежки по 1000 тг. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* пальто зимнее с норковым воротником, отл. сост., р. 48, 10000 тг. Тел. 8-702-862-22-09. 
* пинетки вязаные (детские), на заказ, ручная работа. Тел. 28-94-24. 
* платье нарядное, р. 35-38. Тел. 8-707-319-93-08. 
* плащи кожаные, дубленки муж., жен., полушубок (овчина). Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* рубашки мужские. Тел. 8-707-664-84-98. 
* сапоги кирзов., р. 41-42, новые 4000 тг, б/у 1500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* сапоги яловые, р. 42. Тел. 28-89-54 (звонить вечером). 
* спецодежду (брюки, костюм), сапоги кирзовые, р. 42-43, 3500 тг, берцовки, р. 42, штаны ватные, фуфайки новые и б/у, комбинезон. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду с электроподогревом "Пингвин", 15000 тг, ватники нов., 3000 тг, унты, р. 42, 10000 тг. Тел. 8-705-668-81-43. 
* шапки норковые, муж., жен., б/у; шубу нов., для девочки 5-6 лет, корич., красивая, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шапку сурчиную, муж., р. 56-57, шапку норков., жен., р. 57-58, дубленку, куртку, муж., р. 54-56, трико теплое, р. 56. Тел. 50-18-02. 
* шубу (енот), р. 50, отл. сост., цена договор. Тел.: 53-19-78, 8-701-460-29-77. 
* шубу мутоновую, р. 48-50, шапки норков., р. 55-56, плащи велюр., кожан., р. 48-50, туфли, нов., р. 36, босоножки, р. 37. Тел. 8-707-319-93-08. 
* шубу норков., штаны (танковые). Тел. 8-777-441-13-57. 
* шубу норков., короткую, р. 50-52; шапки норков. муж., жен., р. 58-59. Тел. 8-702-941-11-61. 
* шубу из нутрии с капюшоном, черная, р. 54, 28 тыс. тг. Тел.: 53-59-61, 8-707-664-74-36. 
* шубу цигейковую, муж., полушубок из овчины, р. 50-52, по 50 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубы цигейковые, р. 48-50, хор. сост., полушубок цигейковый, р. 46. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* шубу детскую (2-3 годика), нов., шапочки детские. Тел. 50-18-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость