Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 18Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Айдар АЙТМУХАМБЕТОВ: «Общество развивается, если в нём идут споры»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93 Айдар АЙТМУХАМБЕТОВ: «Общество развивается, если в нём идут споры»

Айдар АЙТМУХАМБЕТОВ: «Общество развивается, если в нём идут споры»

Об интеллигенции вчера и сегодня, о том, как изучать историю государства и почему знания должны быть подкреплены духовностью, «КН» рассказал доктор исторических наук, преподаватель кафедры истории Казахстана Костанайского гос­университета им. А.Байтурсынова Айдар Айтмухамбетов.

«Фундамент всего - чтение»

- Айдар Абаевич, в этом году страна отмечает 550-летний юбилей Казахского ханства. Многим известен лишь факт, что основали ханство Керей и Жанибек. Что нужно сделать, дабы граждане лучше знали историю?

- Я думаю, что хорошим примером для подражания может стать советское киноискусство. Когда к каждому грандиозному историческому событию снималось кино с массовыми зрелищными элементами и история уходила в массы. Конечно, они были в чем-то трафаретными, громоздкими, но, самое главное, запоминающимися. В современный период, когда киноиндустрия имеет гораздо больше технических возможностей, почему бы не воспользоваться этим инструментом?! В казахстанской истории есть ценный пласт сюжетов, которые нужно, выражаясь коммерческим языком, раскручивать. Конечно, многое зависит от профессиональной подготовки людей, снимающих это кино, их мотивации. Должна быть фундаментальная база, сотрудничество с историками и специалистами, а также интерес к нашему историческому прошлому. Да, сейчас снимают телесериал о Казахском ханстве. Но, судя по тому, что сроки, которые дали создателям на съемки, очень невелики, чего-то грандиозного придется подождать...

- То есть нужно максимально использовать так называемую массовую культуру?

- Если под массовой культурой понимать кино и литературу, то да. Фундамент всего — это чтение. У нас очень мало электронных учебников. По крайней мере, я не встречал ни один, в котором бы емко и понятно излагалась наша история. В этом году в рамках празднования юбилея ханства книгой года стали «Кочевники» Ильяса Есенберлина. Посмотрим, будет ли эта книга популярной. С классикой сегодня мало кто дружит, но вопрос о том, как вернуть культуру чтения, гораздо сложнее. Нужна планомерная работа педагогов, родителей над тем, чтобы ребенок сам тянулся к чтению, стремился быть интеллигентом.

- Кстати, ваша диссертация была посвящена казахской интеллигенции 20-го века, и вы даже открыли имена, до этого малоизвестные.

- У всех на слуху имена Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова. Но на самом деле видных общественных деятелей было гораздо больше. Поэтому я и решил найти документы о тех личностях, которые в силу разных причин сегодня несколько забыты. Это группа сельских учителей, медиков, служащих различных административных структур. Например, Альмухамед Сейдалин был одним из первых, кто обучался в Оренбургском кадетском корпусе. По окончании этого корпуса он определенный период служил в Вооруженных силах Российской империи, а потом начал гражданскую деятельность в Казахстане, в Торгайской области исполнял обязанности уездного судьи. Его дети получили высшее образование, начали себя реализовывать в общественной деятельности, сын работал в одной из первых казахстанских газет - «Казах».

«Посмотреть на ситуацию под другим углом»

- Что дает нам информация о тех, кто раньше не был известен? Ведь, казалось бы, не знали — ну и ладно.

- Она дает более полную картину нашей отечественной истории, позволяет лучше понять процессы, происходившие в ней. Например, семейная пара Кульжановых. Оба закончили костанайское училище, занимались педагогической практикой. А еще многие образованные люди занимались благотворительностью. Проводили акции помощи голодающим, больным инфекционными заболеваниями. Представители казахской общины создали тюремный комитет, который тем, кто сидел в тюрьме, помогал обеспечивать медикаментами и первой медицинской помощью.

- Можно ли сказать, что тогда на интеллигенцию помимо профессиональных обязанностей автоматически ложилась общественная и даже политическая нагрузка?

- Казахское общество начала 20-го века в корне отличалось от общества более ранних периодов. Происходил процесс обострения земельных вопросов. Часть казахских служащих - юристы, педагоги и прочие - начинают контактировать с демократическими организациями, и тут закладывается база для участия этой части интеллигенции в политической жизни страны. И эти демократические организации оппонировали царской власти. Большая часть служащих в период обучения получали стипендии от казахских общин, и, конечно, им в дальнейшем приходилось участвовать в жизни этих организаций. И потом, эти же интеллигенты получали образование в крупных населенных пунктах, где закладывалась спайка коллективного товарищества, соответствующего городской жизни. И, приезжая в родные аулы, эти люди очень остро чувствовали контраст в положении разных социальных групп. Тем более что многие социальные институты в казахском обществе были основаны на восточных традициях и формировались вертикально - из поколения в поколение. Молодежь, в свою очередь, начала получать индоевропейскую модель образования. Все это вкупе приводило к тому, что многие интеллигенты не только вынужденно, но и добровольно шли к общественной и политической деятельности.

- Сегодняшние представители казахстанской интеллигенции продолжают вести общественную деятельность. К примеру, Олжас Сулейменов часто дает повод для бурных дискуссий...

- Сулейменов - яркий представитель нашего общества. В период Советского Союза он оппонировал тем негативным проявлениям, которые существовали в этом обществе. Поэтому у него, возможно, и сохранилась потребность мыслить критически, способность посмотреть на ситуацию под другим углом. И, как известно, любое общество развивается, если в нем идут споры. Ибо однозначной позиции по тому или иному предмету быть не может. Очень много зависит от интеллектуальной подготовки индивидуума, который готов не только выражать свои интересы, но выступать с критикой.

«Обрести публичность стало легко»

- Кто он, современный интеллигент?

- Если раньше все было достаточно понятно - интеллигентом считался человек, который занимался интеллектуальным творчеством, то теперь границы стерлись. Сегодня ни социальное положение, ни должность, ни внешние атрибуты не могут быть показателем интеллигентности и социальной значимости какого-либо персоналия. И даже тех, кто имеет высшее образование и занят в интеллектуальной деятельности, сложно таковыми назвать. Это понятие сегодня стало очень емким. И помимо образованности включает в себя еще и нравственность, гражданскую позицию. А самое главное — стремление к самосовершенствованию. Вот этого у многих из тех, кто добился определенного положения в иерархической лестнице, не хватает. Наряду с той барской напыщенностью и фанфаронскими качествами, которые проявляют некоторые власть имущие, назвать их интеллигентами очень сложно.

Наша страна в последние несколько десятилетий, равно как все бывшие республики Союза, очень быстро эволюционирует. И мы в какой-то мере забыли присущие нам традиции. Очень многие, несмотря на наличие престижного образования, не получили духовного стержня, необходимого интеллигентному человеку. Духовное начало формируется в семье. Но так как общество в целом перешло на рыночные отношения, то и во многих семьях собственнические моменты ценятся больше, чем принципы коллективного взаимодействия. Духовное начало постепенно подменяется рыночными ценностями. А ведь прежде всего важны милосердие, добропорядочность, нравственность... Казахские интеллигенты 20-го века потому и назывались таковыми, что не только имели хорошее образование, но и стремились сделать окружающую их жизнь лучше.

- Сегодня, когда каждый может написать пост на Фэйсбуке и на этом основании считать себя интеллектуалом, можно ли наш век назвать периодом лжеинтеллигенции?

- В еще Древнем Риме, в Древней Греции, в древнем казахском обществе существовали ораторские споры, когда кто-то стремился отстоять свою позицию на публике. Но такой человек должен был обладать определенной массой качеств: риторикой, знанием материала. И только потом обретал авторитет у той аудитории, перед которой он выступал. Только тогда этот человек становился публичным. Сегодня все наоборот - обрести публичность и аудиторию стало невероятно легко. Достаточно лишь написать пост в социальной сети. И не важно, какие знания стоят за этими буквами. Поэтому можно сказать, что в нашем обществе существует лжеинтеллигенция.

- Возможно, это связано с тем, что высшее образование сегодня стало доступным?

- Раньше в систему высшего образования человек шел осознанно, и это был путь не для всех. Сегодня наличие высшего образование — атрибут престижа. Многие ребята вообще не заинтересованы ни в знаниях, ни в профессии, ни в чем, кроме получения диплома. Но я думаю, что через какое-то время каждый начинает понимать степень своего совершенства или несовершенства. А потом и думать о том, эффективно ли он потратил время в высшей школе, занимается ли он тем, ради чего учился. И будет здорово, если эти мысли подтолкнут кого-то к самосовершенствованию, к тому, чтобы расти дальше. Я верю в молодежь.

Дилара АРОНОВА dilara_0208@mail.ru 39-23-00
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 5294
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* полушубок мужской, цвет белый, р. 50, в хорошем состоянии. Тел.: 8-705-311-89-87, 8-705-468-78-20. 
* шубу из нутрии, р. 62-64, пальто каракулевое, р. 60-62, после реставрации, пальто демисезонное, р. 62-64, б/у, недорого. Тел.: 39-92-84, 8-775-749-67-86. 
* шубу цигейковую, р. 54, цена договор. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15. 
* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* брюки муж. (шерсть, полушерсть), р. 48-50, 500 тг, шапки зимние, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* вещи детские, недорого. Тел. 21-26-67. 
* воротники новые (песец, енот), 52 см, сапоги жен., р. 36. Тел. 8-701-769-42-77. 
* дубленку жен., натур., р. 46, полушубок (овчина), р. 52-54, телогрейки ватные, нов. Тел. 56-83-84. 
* дубленку (овчина), коричн., модный фасон, воротник шалька, унты, б/у, недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* дубленку жен., р. 48, 35000 тг, дубленку муж., р. 46-48, 20000 тг, шапку норков., р. 57, 5000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* дубленки, б/у. Тел. 50-73-40. 
* комплект одежды с электроподогревом, 12 В, жилет и две стельки (греет туловище и ступни ног), +40 гр., 12 В, 60 Вт, 12000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65. 
* мех норки коричн., чулок; мех для реставрации, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* меха лисы, песца, норки. Тел. 8-705-460-06-20. 
* меховые варежки по 1000 тг. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* пальто зимнее с норковым воротником, отл. сост., р. 48, 10000 тг. Тел. 8-702-862-22-09. 
* пинетки вязаные (детские), на заказ, ручная работа. Тел. 28-94-24. 
* платье нарядное, р. 35-38. Тел. 8-707-319-93-08. 
* плащи кожаные, дубленки муж., жен., полушубок (овчина). Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* рубашки мужские. Тел. 8-707-664-84-98. 
* сапоги кирзов., р. 41-42, новые 4000 тг, б/у 1500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* сапоги яловые, р. 42. Тел. 28-89-54 (звонить вечером). 
* сапожки-ботинки, р. 41, б/у 3 мес., берцовку. р. 42. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду (брюки, костюм), р. 52-54, фуфайки нов. и б/у, валенки, сапоги, ватники, брюки комбинезон. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду с электроподогревом "Пингвин", 15000 тг, ватники нов., 3000 тг, унты, р. 42, 10000 тг. Тел. 8-705-668-81-43. 
* шапки норковые, муж., жен., б/у; шубу нов., для девочки 5-6 лет, корич., красивая, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шапку сурчиную, муж., р. 56-57, шапку норков., жен., р. 57-58, дубленку, куртку, муж., р. 54-56, трико теплое, р. 56. Тел. 50-18-02. 
* шубу (енот), р. 50, отл. сост., цена договор. Тел.: 53-19-78, 8-701-460-29-77. 
* шубу мутоновую, р. 48-50, шапки норков., р. 55-56, плащи велюр., кожан., р. 48-50, туфли, нов., р. 36, босоножки, р. 37. Тел. 8-707-319-93-08. 
* шубу норков., штаны (танковые). Тел. 8-777-441-13-57. 
* шубу норков., короткую, р. 50-52; шапки норков. муж., жен., р. 58-59. Тел. 8-702-941-11-61. 
* шубу из нутрии с капюшоном, черная, р. 54, 28 тыс. тг. Тел.: 53-59-61, 8-707-664-74-36. 
* шубу цигейковую, муж., полушубок из овчины, р. 50-52, по 50 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубы цигейковые, р. 48-50, хор. сост., полушубок цигейковый, р. 46. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* шубу детскую (2-3 годика), нов., шапочки детские. Тел. 50-18-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость