Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 13Ноябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Легендарный министрКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Легендарный министр

Легендарный министр

Имя Шракбека Кабылбаева сегодня не очень знакомо казахстанцам. Между тем многоопытные юристы считают, что не было министра МВД лучше его. Сегодня имя этого человека носит Костанайская юридическая академия.

Открытие музея Шракбека Кабылбаева в Кустанайской юридической академии. 

1959 год, август. Город Темиртау, строительная площадка казахстанской Магнитки. Туда съехались тысячи строителей со всего Союза. Жили в палатках, питались в столовой, причем не очень сытно. Не хватало теплой одежды, даже воды. В отличие от прибывших на стройку болгар - их поселили с комфортом, и меню в столовой у них было другим. Рабочие это видели и возмущались, потому что на их призывы улучшить жизнь местная власть не реагировала.

И вот однажды случился бунт. Он начался с того, что своих рабочих к назначенному времени в столовую не пустили - у братских болгар затянулся завтрак. И тогда собравшиеся единым потоком ринулись вперед. Толпа громила все, что попадалось по пути - магазины, ларьки, здания. Потом устремилась к зданию администрации. Представители власти бросились кто куда. Беспорядки длились три дня. Первые солдаты, которым дали приказ стрелять в толпу, отказались это делать. Что еще больше возбудило зачинщиков бунта. Местная милиция явно не справлялась, более того, в ее рядах появились раненые...

Министр МВД Кабылбаев лично прибыл в Темиртау. Да, он был жестким, да, в бушевавшую и пытающуюся напасть на милицию толпу стреляли. Через «не хочу» на это дал согласие даже первый секретарь Карагандинского обкома. Такова была ситуация. Порядок восстановили. Через неделю рабочих расселили из палаток по общежитиям, и те вышли на работу. Об этом случае в то время не писали ничего. Однако Генеральная прокуратура, бросив на это лучших следователей, возбудила уголовное дело против министра Кабылбаева и начальника Карагандинского УВД.

Дело рассматривал Верховный суд. И вынес оправдательный приговор. Главному милиционеру республики удалось доказать, что все его решения были правильными. Президент Нурсултан Назарбаев рассказал о событиях в Темиртау в своей книге «Без правых и левых» и связал стихийные митинги протеста именно с невыносимыми условиями жизни строителей, на которые административно-командная система не обращала внимания, подчеркнув, что справедливым негодованием воспользовались и негативные элементы. Через восемь лет Шракбека Кабылбаева, в связи с темиртаускими событиями спущенного на должность заместителя начальника УВД, вновь назначают министром. Только по-новому названной Москвой структуры - Министерства охраны общественного порядка. Причем, по личному представлению первого секретаря ЦК Компартии республики.

Биография этого аульного парня вообще легендарная. Он долго шел к тому, чтобы закончить педагогическое училище и даже какое-то время преподавал. Однако после службы в армии его откомандировали в органы НКВД. Затем были 16 лет работы в ЦК Компартии Казахской ССР. В том числе в секретной части. Любопытно, что в 1943 году ему присвоили специальное звание «младший лейтенант». А в августе 1954 года постановлением ЦК КПСС Кабылбаев был утвержден на должность министра внутренних дел. И сразу получил звание полковника. А уже через два с половиной года стал генералом внутренней службы третьего ранга. Следующее звание - генерал-лейтенанта ему присвоят, когда вернут на должность министра МВД в 1967 году.

Почему тогдашнему руководству республики так нужен был Шракбек Кабылбаев? Потому что в тот период времени имидж милиции так же, как и ее профессионализм, резко упал. Потребовались люди – не слепые исполнители чужой воли, а инициативные, мыслящие. И Кабылбаев был одним из них. При нем в МВД пришли высококвалифицированные юристы, эксперты. И он многое успел сделать для укрепления казахстанской милиции. Прежде всего, вновь поднять престиж профессии. Огромными тиражами вышли книги о милиции под общей редакцией и со статьями Кабылбаева - «Синие шинели», «Преступления могло не быть», «Особое назначение», «Бессонный патруль»...

У этого легендарного министра первичной была совесть. Таким он воспринимался и своими коллегами. Кабылбаев ушел в отставку в 65 лет. И прожил после этого всего два года. Недавно в Кустанайской юридической академии открылся музей Шракбека Кабылбаева.

Татьяна Башкатова tab52@rambler.ru 54-05-80
Просмотров: 3747
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-2107, 2000 г.в., цвет белый, ГБО, автосигнализация, 900 тыс. тг. Тел. 8-775-52-45-275. 
* МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, с/х, 3 млн 500 тыс. тг; АКБ-190, нов., резина 320, нов., прицеп КамАЗовский 8527, с/х, 800 тыс. тг, стрелу на К-700, и др. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-530-00-30 (WhatsApp). 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шипованную резину AMTEL 195/65 R15, 4 шт, использовалась 1 сезон, в отл. сост. Тел.: 73-10-96, 8-705-304-62-55. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Нива-21310: чулок заднего моста, кардан переднего моста с мягким соединением; шины шипованные с диском. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ-2108: стартер; ВАЗ-2106-01: корзина сцепл. с диском, реактивные тяги, нов., шаровые опоры. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.в.: катушка зажигания, б/у, 7000 тг. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта; КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч ЗАЗ: стоп-сигнал, рычаг задней подвески, нов., ремкомплект (коренные шатунные); М-412: кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, прокладки на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч М-412: трамблер, крестовина 704902КС17, фильтр масла; эл. двигатель 12 V (улитка). Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока; УАЗ: раздатка, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч МТЗ-80: рулевая колонка, пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор; Т-40: серьга, недорого. Тел. 8-775-165-85-23. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5365, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м, ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-5852, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость