Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Багиткуль КЕЛЬДИБАЕВА: «С новыми технологиями нужно не воевать, а использовать их в своих целях»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Багиткуль КЕЛЬДИБАЕВА: «С новыми технологиями нужно не воевать, а использовать их в своих целях»

Багиткуль КЕЛЬДИБАЕВА: «С новыми технологиями нужно не воевать, а использовать их в своих целях»

Воспитать патриота, гражданина – эта задача всегда ложилась в школе на плечи историков и литераторов. Как преподается сегодня одна из самых молодых дисциплин в школьной программе – казахская литература? Выполняет она свою миссию или остается обычным часом в школьном расписании? Об этом корреспондент «КН» беседует с учителем казахского языка и литературы гимназии им. Горького Багиткуль КЕЛЬДИБАЕВОЙ.

– Багиткуль Аманжоловна, казахская литература в школьной программе уже несколько лет, и пока это единственный предмет, кроме самого казахского, который преподается на государственном языке. Как вы думаете, прошла ли дисциплина свой путь становления?

– Введение литературы в школьную программу совпало с началом моей работы учителем. Было это двенадцать лет назад. Но многие родители до сих пор боятся, что настанет пятый класс – и дети начнут учить огромные литературные тексты. «Это сложно, ученики не потянут!»- убеждены они. Но ведь школьная программа строится на постепенности, основа закладывается в начальных классах. Когда мы проходим пословицы, поговорки и сказки, то анализируем их, разговариваем о поступках героев, приводим аналоги пословиц и поговорок в русском языке. Своим детям в начальных классах я всегда говорю: запоминайте это, в пятом классе вам пригодится. Сейчас у меня шестиклассники, которых я вела с первого их дня в школе. И в начальных классах мы с ними постепенно готовились к тому, что в пятом им предстоит изучать литературу. Поэтому для них появление нового предмета не стало неожиданностью.

– Но ведь не у всех детей одинаковый уровень владения казахским языком. В конце концов, бывают дети, которым языки даются плохо...

– И именно поэтому у нас существуют разноуровневые задания. Понятно, что в каждом классе есть те, кто знает язык хорошо, и кто владеет им хуже. И конечно же с учетом этого требования должны быть разные. К примеру, есть задание – составить тестовые вопросы по тексту. И конечно, если ребенок со слабым уровнем составит хотя бы семь вопросов, то его за это нужно поощрить. Не важно, что у остального класса их пятнадцать. Если мы проходим сказку, то никто не запрещает такому ребенку предварительно прочитать ее на русском, чтобы знать содержание. А со временем он подтягивается при условии, конечно, что старательно работает на уроках казахского. Тем более что литература преподается всего лишь раз в неделю.

– Кстати, достаточно ли одного часа для такого объема работы, если еще учитывать и воспитательный момент?

– Конечно, хотелось бы, чтобы был еще хотя бы один час. Потому что за неделю дети успевают все забыть. Хотя сейчас стало немного легче: классы на уроке казахской литературы стали делиться на подгруппы. Потом, казахская литература очень тесно связана с историей Казахстана. Проходим мы, к примеру, в 7 классе сказания о батырах, а дети говорят: «О! А мы недавно проходили это на истории». В ЕНТ встречается несколько вопросов по казахской литературе. Но, конечно, нашему предмету отведена в какой-то мере второстепенная роль. В то же время нужно учитывать и тот факт, что с каждым годом нагрузка на детей увеличивается. Особенно в гимназиях и лицеях. Старшеклассники думают только о ЕНТ. И хорошо, что в таком режиме в такой программе нашелся час для казахской литературы.

– А если рассмотреть такой вариант, как изучение русской и казахской литературы в рамках одной дисциплины? В конце концов, казахская литература тоже развивалась в контексте мировой. Тогда бы прибавилось несколько часов...

– Русская литература – это устоявшийся предмет, с многолетней историей и четкой программой. И там тоже большая нагрузка при нехватке часов. На объемные произведения вроде «Войны и мира» дают часов меньше, чем нужно для изучения такой эпопеи. И потом, как его преподавать при такой интеграции? Половину на русском, а половину на казахском языке? Возникнет путаница. А преподавать казахскую литературу нужно именно на казахском, потому что это язык самих писателей, которых мы изучаем. Значит, двумя языками должен владеть и сам учитель...

– Если говорить об учителях, то во время получения педагогического образования читали ли они сами те произведения, о которых будут рассказывать школьникам?

– В обязательном порядке. Слова назидания Абая, произведения Габита Мусрепова, Магжана Жумабаева, Мухтара Ауэзова... Все это было в обязательной программе, и мы это читали. Кстати, об учительском образовании. Еще лет пять назад, когда учителей отправляли на курсы повышения квалификации, многие говорили: зачем это нужно? Что мы нового можем там узнать? Но педагогика ведь не стоит на месте! К примеру, недавно мы изучали методику проектирования современного урока. Во время этих занятий учитель сам становился учеником. Садился за парту, брал в руки учебник для восьмого, к примеру, класса и выполнял задания. Это необходимо – на какое-то время ощутить себя учеником, чтобы понять, что ты сам делаешь правильно, а что нет. И как сделать свой урок еще интереснее. Тем более что после этого ты возвращаешься в класс окрыленным. Нести знания – это ведь не просто красивая фраза, это должно быть еще и особое ощущение души.

– То есть учителю тоже необходимо вдохновение?

– Конечно! Потому что преподавание – это творчество. От того, как педагог вовлечен в процесс, зависит то, как он сможет заинтересовать учеников. И поэтому просто знать предмет – это мало. Нужно хотеть поделиться своим знанием. Ну и любить детей, конечно. Без этого вообще не нужно идти в педагогику.

– Багиткуль Аманжоловна, некоторые родители говорят о бездумном заучивании детьми стихотворений на казахском языке, которые они автоматически воспроизводят ради оценки.

– Перед тем как задать ученикам выучить стихотворение наизусть, мы разбираем его в классе. Когда оно было написано, какой смысл несет, как переводится, в конце концов. Поэтому, если ребенок работал на уроке, к моменту заучивания он достаточно знает о стихотворении, чтобы понимать смысл. Кроме того, у меня был интересный случай, связанный со стихотворением. Два года назад мой ученик Егор Штерц (тогда он учился в четвертом классе, а сейчас перешел в шестой) читал стихотворение Калкамана Сарина «Тәуелсіздік» («Независимость») на конкурсе чтецов. Сначала в нем участвовало 327 человек, потом число участников сократилось до 60-ти.

В их числе Егор выступал 47-м, и кроме него это же самое стихотворение читали еще человека три.

И когда они выступали, Егор говорил мне, что вот здесь выступающему надо было сделать акцент, а вот здесь быть чуть выразительнее, выдержать нужную паузу. Егор тогда взял Гран-при. Всех поразило, как он проникся этим стихотворением. Мальчик из городской школы, по национальности немец прочитал его лучше, чем ученики казахских классов. Так что стихи нужно чувствовать. И это возможно в рамках школьной программы.

– Много грешат сейчас на новые технологии, что с ними детям не до литературы. Следовательно, и не до духовности тоже.

– С новыми технологиями нужно не воевать, а использовать их в своих целях. Тем более что они действительно могут быть полезными. К примеру, у нас в школе есть вай-фай, а у всех детей – смартфоны. Поэтому мы, бывает, даже устраиваем интерактив: кто быстрее найдет в Интернете нужную информацию. Кроме того, в свободном доступе есть много добротных казахскоязычных мультфильмов. А разве это не хорошая тренировка языка? Когда мы проходим произведение Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», то в обязательном порядке смотрим легендарный одноименный фильм. И тут уже новые технологии возвращают нас в советский кинематограф. Разве это не хорошо, что мы можем использовать как классические, так и новейшие ресурсы для того, чтобы дети лучше усваивали предмет и становились при этом нравственнее?

– Багиткуль Аманжоловна, правда, что дети сейчас не читают?

– Я думаю, что сегодня пошли такие дети, которые, наоборот, стремятся к новому. Старшеклассники понимают, что в жизни пригодятся любые знания. А помимо школы их проще всего получить в книгах. Детей нужно только правильно направить. Для этого мы и работаем.

Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 4611
Нравится: +4
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
* валенки новые, жен., цвет черный, р. 27, цена договор. Тел. 54-50-78. 
* дубленку светлую длинную, р. 50-52, 20000 тг. Тел.: 8-747-594-78-42, 8-705-544-58-30. 
* шубу цигейковую детскую, цвет серый, 1500 тг, спорок пятнистый цигейковый, 1500 тг; шкуры овчины, 6 шт. по 1500 тг. Тел.: 50-38-60, 8-777-375-29-57. 
* блузки для девочки 15 лет; три отреза. Тел. 54-18-77. 
* ботинки для мальчика, р. 36-37, отл. сост., 3000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* брюки болоньевые (Германия), р. 54-56. Тел. 8-777-538-90-35. 
* брюки муж., р. 48-50, нов. и б/у по 1000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* брюки теплые новые. Тел. 8-705-562-29-35. 
* вещи, обувь. Тел. 8-708-331-33-87. 
* вещи женские, подростковые, недорого. Тел.: 8-775-290-45-84, 8-777-626-81-05. 
* дубленку (Турция), жен., р. 44-46, мех натур., цвет черный, отл. сост., 25000 тг, торг. Тел. 8-776-714-48-77. 
* дубленку (Турция), цвет черный, р. 50, нов.; шубы из овчины ручная работа, р. 48-50, б/у, 15000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* дубленку, макинтош муж., отл. сост. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* дубленку муж. (Турция), нов., 80000 тг, торг; дубленки из овчины, ручная работа, р. 50-52, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* комбинезон для девочки до года; валенки на резиновой подошве, серые, нов. р. 42-44, черные б/у, р. 37-38. Тел. 50-17-21. 
* комбинезон , зимний. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* костюмы школьные муж., размеры от 44 до 52; рубашки школьные, хор. сост., цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* кофты новые, р. 50, 56, трико муж., р. 56-58, варежки ручной вязки жен., новые. Тел. 50-18-02. 
* мех норки (чулок); мех для реставрации (чернобурка, норка), недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* плащ кожаный жен., р. 46, б/у, 15000 тг; дубленку муж. из натур. кожи, воротник норка, р. 52-54, 30000 тг; куртку кожаную муж., б/у, 10000 тг. Тел.: 54-66-92, 8-775-210-05-98. 
* пальто, шубы. Тел. 8-702-498-77-14. 
* плащи кожаные жен., цвет черный, хор. сост., р. 44-46, цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* полушубки, р. 50-52, хор. сост., недорого; фуфайки, р. 46-52, ватники, новые, р. 50-52, сапоги резиновые, р. 37-38, б/у, недорого. Тел. 50-17-21. 
* сапоги жен., осенние, обувь летнюю, р. 36; воротники (песец, енот). Тел. 8-701-769-42-77. 
* спортивные костюмы для детей 10-11 лет по 3000 тг, толстовки по 1000 тг, ботинки зимние, р. 36, 2000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* спортивная форма кудо синего цвета для детей 11-12 лет, 6000 тг, белого цвета на 7-8 лет, 2000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* сапоги детские, нов., р. 34-35, сапоги жен., кожа, цигейка, р. 38, шапки: норков., жен., р. 57-58, сурчин., муж., р. 56-57. Тел. 50-18-02. 
* телогрейку новую, дубленку жен. на меху, р. 46-48. Тел. 56-83-84. 
* фрак на мальчика 7-8 лет, цвет белый, б/у, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* шапки норковые муж., жен., р. 57-59, б/у, шубу новую для девочки, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шубу нутриевую с капюшоном, воротник песец, р. 48-50, отл. сост., 3000 тг. Тел. 8-777-620-43-38. 
* шубу (голубая норка) с капюшоном, жен., р. 46-48, отл. сост., 85000 тг; макинтош муж., нов., темно-синий, р. 48-50, 15000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу цигейковую муж., цвет черный, р. 50-52, нов., 45000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран