Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 22Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Хроника кипучей бездеятельностиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Хроника кипучей бездеятельности

Хроника кипучей бездеятельности

Призрак техногенной аварии – это не моя выдумка. Реальные предпосылки уже были. То, что город Рудный не остается без воды, а в реку Тобол (откуда пьет воду Костанай) не хлынули канализационные стоки – пока лишь счастливая случайность.

Призрак ЧП

Речь идет о системе жизнеобеспечения 120-тысячного населения города горняков. Технически она выглядит как комплекс водоочистных сооружений, включающих в себя километры труб, накопителей, перекачивающих станций, отстойников. Если совсем натуралистично, то это придатки огромной выгребной ямы. Когда система дает сбой, в наших кранах перестает течь вода. Три-четыре дня такого существования – и город погрузится в антисанитарный ужас.

Ровно год назад, в январе, призрак такого ЧП собрал на срочное заседание городскую межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Повод – на Соколовском накопителе, куда поступают очищенные стоки из городского водоканала, сломался насос. Их там два. Один установлен еще в 1985 году, другой же совсем молодой, но хилый. Он-то и сломался. Забегая наперед, скажу, что покупали его на бюджетные деньги в одной из костанайских фирм. Бракованный он был или эксплуатировали как-то не так, но власти и фирма долго из-за него судились.

Поясним, что есть что. Накопитель – это обычный водный котлован, задача которого принимать очищенные городские канализационные стоки. Тут же, внутри кургузого кирпичного здания, находятся насосы. Они отсасывают жижу из накопителя и перегоняют ее по 9-километровому коллектору – на Васильевский испаритель. Дальше вступают в дело силы природы, превращающие на испарителе канализационную мульчу в донные отложения.

В студеном январе насосы накопителя зачахли. Отходы жизнедеятельности города между тем продолжали поступать в эту выгребную яму, грозя выплеснуться за ее кромки. Горкомиссия по ЧС принимает решение открыть так называемые сбросовые сифоны в теле плотины. Проще говоря, заглушки на двух трубах. В итоге стоки хлынули из накопителя в овраг, ведущий в сторону реки Тобол, превратившись в мерзлое месиво. Нехорошо, но что поделаешь?!

Через пару месяцев комиссия по ЧС опять возвращается к обсуждению плачевного состояния накопителя – надвигалась весна с ее возможными паводками. Вопрос тот же, цитирую протокол заседания: «Во избежание ЧС необходимо приобрести новый резервный насос, так как основной рабочий насос уже выходил из строя». Чем кончились тревожные посиделки? Ожиданием чуда.

Ловим воду решетом

И скучно и грустно. Беспрестанное дежавю. Потому что состояние этих насосов, накопителей и дырявых труб мусолится в различных инстанциях уже не один год. Хотя сама по себе проблема – бомба. Рванет, мало не покажется.

И кого сделаем виновным? На поле два игрока. Товарищество «Рудненский водоканал» и ГУ «Рудненский горотдел ЖКХ», то есть ведомство акимата. «Водоканал» поит город и принимает отработанную канализационную воду на свои очистные сооружения. Стоки проходят здесь механическую и биологическую очистку и только после этого идут на Соколовский накопитель. Все, это граница, это уже территория и собственность ЖКХ.

У накопителя своя грустная история. В 90-х он был частью технологической цепочки АО «ССГПО». Потом стал просто бесхозным на землях общего пользования. В 2003-м его «усыновил» акиматовский ЖКХ, приняв на баланс насосную и коллектор до Васильевского испарителя. Васильевский испаритель – это уже собственность комбината.

Иными словами, трем сестрам по серьгам. Ноша для ЖКХ оказалась неподъемной – коллектор пришел в полную непригодность и капитальный ремонт ему только снится. Ежегодно там фиксируется до 300 порывов. При вскрытии водовода еще в 2006 году было зафиксировано, что толщина стенок трубы – 1,5-2 мм при проектной 8-10 мм. Весной 2014 года солидная комиссия начальников и специалистов осмотрела четыре км напорного трубопровода. Читать без слез трудно: 28 сквозных повреждений, 217 мест со следами ремонта, 50 деревянных чопов, более 100 участков со следами глубокого поражения коррозией, 17 мест смещения опор...

А что вы хотели?! У трубопровода 50 лет беспросветной жизни. В 2010 году власти при акиме Николае Денинге заложили в бюджет без малого 10 миллионов тенге на подготовку проектно-сметной документации (ПСД) для реанимации трубопровода и насосной станции. На ПСД отводилось четыре года. Работа шла неспешно – то денег нет, то деньги вдруг пошли не туда, куда надо, отчего пришлось даже заводить уголовное дело… В итоге к сегодняшнему дню ПСД устарела и не отвечает современным нормам.

Из пустого в порожнее

Казалось бы, вот оно, бескрайнее поле для приложения совместных усилий всех тех, кто по букве закона и должностным полномочиям обязан держать над городом зонтик безопасности. Но нет! На поле появляется третий игрок – областной департамент по экологии. Этот больше по бумажной части. За якобы несанкционированный выброс из накопителя в овраг блюстители природной чистоты вкатывают водоканалу иск на четыре миллиона тенге. Суд, правда, эту сумму снижает до 776 тысяч. Но водоканал и эту цифру считает необоснованной. Пикантная особенность – именно руководство этого предприятия все долгие годы стучалось во все властные структуры с просьбой обратить внимание на плачевное состояние системы очистки стоков.

Как видим, достучалось... 12 лет руководитель ТОО «Рудненский водоканал» Анатолий Зуев ведет переписку со всеми, кто только может помочь решить проблему Соколовского накопителя, тромбом вставшего в его водоканальной системе. От правительства до руководителей местного уровня. Не сказать, чтобы все были глухи к его доводам – помогали по мере возможности, ведь у каждого свой участок ответственности, свой потолок полномочий.

В этом длинном списке я не нашел лишь спецов из департамента экологии по Костанайской области. Их не было в комиссии, которая считала дырки в государственном трубопроводе, не ходатайствовала она перед бюджетными комиссиями о выделении оборудования для жизнедеятельности одряхлевшей насосной станции. То есть ситуация возможной экологической катастрофы, ее первопричины как бы оставались вне юрисдикции департамента. Хотя 30 января прошлого года, накануне злополучного аварийного сброса, Зуев отправил в департамент экологии пояснительную записку, в которой детально расписал ситуацию, угрожающую городу экологическими неприятностями. В ответ тишина.

А дальше происходит ЧП. 22 января созывается городская межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К слову сказать, на заседание комиссии представители водоканала приглашены не были. Комиссия решила «во избежание чрезвычайной ситуации произвести аварийный сброс с Соколовского накопителя и открыть сбросовые сифоны в теле плотины». Более того, в протоколе комиссии указано, что Рудненской СЭС произведены отборы проб на биологический и химический анализ и условно очищенная сточная вода соответствует санитарным правилам. Всё понятно, что случилось? Казалось бы, да. Предотвращена чрезвычайная ситуация, причем без риска для экологии – «вода соответствует санитарным правилам».

Еще одна деталь: на заседании комиссии по ЧС был и представитель прокуратуры, который не возражал против проведения данного мероприятия как против незаконного и необоснованного. Однако департамент экологии упорно стоит на своем, указывая в акте проверки, что «ТОО «Рудненский водоканал» произведен несанкционированный, технологически необоснованный сброс сточных вод на рельеф местности в овраг, ведущий по направлению к реке Тобол».

Несуразица получается. Почему сброс стал несанкционированным и технологически необоснованным, если его «благословила» комиссия по ЧС, в которую входили не последние чины от власти?! Где логика экологов? Зачем тогда были все эти комиссии и их тревожные посиделки? Или вот еще довод обвинения: «ТОО «Рудненский водоканал» достоверно знал о ненадлежащей работе коллектора и насосного оборудования на нем, однако продолжал сбрасывать стоки в Соколовский накопитель, хотя был обязан это приостановить и не переполнять Соколовский накопитель стоками».

Это как? А очень просто: надо было остановить ТЭЦ, закрыть холодное и горячее водоснабжение зимнего Рудного и отменить в квартирах унитазы...

Я хотел бы это придумать – не было бы так страшно. В том числе и за людей, которые все это сочиняют.

Ждем часа Х?

Итак, что имеем на сегодняшний день практически спустя год? Вместо дела одну большую судебную тяжбу. Честно говоря, не было бы это интересно ни мне, ни читателям газеты, если бы не одно «но»: ситуация с системой водно-санитарной безопасности Рудного от ведомственных бумажных сотрясений в целом никак не изменилась. Не считая того что за счет комбината отремонтировано более двух км коллекторов, на накопитель установлен новый насос, а в остальном все по-прежнему: маломощный ЖКХ с горой проблем и водоканал, здравые доводы руководства которого, по-моему, никто не слышит.

Рисунок Владимира Березкина

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Просмотров: 3269
Комментариев: 0
Нравится: +4
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* резины: "Омка" 205х65 R16, 1 шт., "Геостар" 205х65 R16, 1 шт., "Континент" 195х65 R15, 1 шт., б/у, по 2500 тг; шипы для ошиповки резины, 540 шт., 2500 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Audi: генератор Bosch, 14 вольт, 45А, 10 тыс. тг; Москвич: редуктор, головка, поршни, гильзы, кольца. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ГАЗель: бампер, обрешетка радиатора под косые фары, 5000 тг, гильзы цилиндров диагональ 92, 4 шт., 2000 тг; ЗИЛ-130: кольца, диаметр 100, 3000 тг, аммортизатор, 3000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; ВАЗ-01,-06,-07: шаровые, диски сцепл,, полуоси, подшипники, трос ручника; ВАЗ-09: стеклоподъемник левый; УАЗ: лебедка электрич. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Москвич: двери, 4 шт, помпа; Волга: катушка зажигания, цепь и шестерни распредв. зажигания, ремни вентил. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Волга: мосты, ДВС, коробка, балка, рессоры, двери, крылья, блок, головка, кардан, сиденья. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина сцепл., нов., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока, нов. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ: блок, мосты, коробки, двери, крылья, ДВС, головки, рессоры, карданы, диски. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ, 1988 г., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость