Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Загадки и страхи умирающей матрицыКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Загадки и страхи умирающей матрицы

Загадки и страхи умирающей матрицы

Оказывается, печально известная многим костанайцам «ЮКО» жива. Пирамида пытается спастись, или…

Все по тому же адресу

Поднимаюсь на второй этаж облсовпрофа, где сдаются помещения под офисы. «ЮКО» – написано крупно шариковой ручкой на белой бумаге, которая висит на металлической двери. Между двумя дверьми – блестящая металлическая табличка с тем же названием. За столом у окна сидит немолодая женщина, которую те, из-за кого я пришла сюда, именовали бухгалтером. Свою фамилию она назвать отказалась. Более того, заявила, что к скандальной микрокредитной организации отношения не имеет. А всего лишь арендует у нее стол, чтобы люди не стучались в пустую дверь. Значит, все-таки приходят?

Вчера и сегодня «ЮКО»:
Ерден Омар при последнем личном объяснении с вкладчиками.

Женщина говорит, что мало. Но то, что у «ЮКО» есть исполнительный директор («который только что ушел»), брат учредителя микрокредитной организации, не отрицала. Расстались мы с «бухгалтером» плохо: она пригрозила, что, если ее фамилия появится в газете, подаст в суд. Чего испугалась – непонятно. Ну не бухгалтер, ну ничего не знает...

Для тех, кто забыл

Сначала напомню как расшифровывается печально известная тысячам костанайцев аббревиатура. «ЮКО» – юридическая компания Омара. Единственный ее учредитель Ерден Омар когда-то работал в прокуратуре, потом занялся предпринимательством. Создал, по сути, финансовую пирамиду. Некую матрицу, в которую очень быстро и, заметьте, абсолютно добровольно были втянуты три тысячи человек. Под низкий процент выдавались кредиты. Условие было одно – первоначальный взнос. Из этих взносов, по сути, и формировалась сумма кредита. Потому что, как потом выяснилось, своих денег у микрокредитной организации не было.

Похоже, Ерден Омар свято верил в успех своего дела. По его схеме, при своевременном возврате выданных сумм, должен был создаться некий круговорот, который бы обеспечивал выдачу кредитов последующим гражданам и приносил доход в виде процентов самой организации. Однако сбой произошел очень быстро. И, прежде всего, из-за невозврата кредитов.

Более того, очень настойчиво пошли разговоры, что многие из тех, кто взял через «ЮКО» деньги, и не собирались их возвращать. Такой ярлык, прежде всего, повесили на сотрудников правоохранительных органов, которые получали кредиты без очереди и потом якобы и организовали уголовное дело против Ердена Омара. Помимо этого, миллионы пропали вместе с разбежавшимися в разные стороны сотрудниками самой «ЮКО».

В этом, возможно, и есть доля правды. Однако достоверно известно другое. Уже к концу 2009 года возмутились простые вкладчики организации, так и не дождавшиеся своего часа получения кредита. Ерден Омар пытался им на собраниях доказать, что трудности временные, что, возможно, надо скинуться еще, чтобы перерегистрировать организацию в АО, и процесс пошел бы без задержек. Но это уже был глас вопиющего в пустыне.

Офис ждет его по тому же адресу уже четыре года.

В 2010 году учредителя «ЮКО» приговорили к трем с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества. Заметим, не за мошенничество, а за незаконную банковскую деятельность и легализацию денежных средств, приобретенных опять же незаконным путем. По данным прокуратуры, на тот момент через «ЮКО» прошли три тысячи человек, из которых только порядка 800 получили кредиты. В общей сложности в оборот были пущены около 217 миллионов тенге.

До последнего Ерден Омар стоял на том, что такое решение – не на пользу вкладчикам. И что без него никто им деньги не вернет. Но приговор вступил в законную силу и учредитель «ЮКО» оказался в колонии общего режима. Ожидалось, что максимум через пару лет он выйдет условно-досрочно. Однако до сих пор Ерден Омар за решеткой. Причем уже в колонии строгого режима. Мужчине добавили срок за неподчинение режимным правилам, постоянные конфликты с администрацией учреждения.

Вадим Соболев, который как член общественной наблюдательной комиссии правозащитной организации выезжал в колонию и был на судебном процессе, рассказывает, что вел себя главный «ЮКОвец» непонятно. Он считал, что ходить на поводу у администрации – вредно для его будущей предпринимательской деятельности. И постоянно возвращался к теме микрокредитной организации, правильную идею которой, по его словам, просто загубили. Нынешний исполнительный директор «ЮКО» Марат Отебек был на судебном процессе общественным защитником.

Кредиторы и заемщики

Спустя год после осуждения учредителя микрокредитной организации я писала материал «Костанайская матрица». Тогда редакцию осаждали люди, которые заплатили первоначальный взнос, но кредита не получили. Были такие, кому деньги были жизненно необходимы. Например, жительнице Рудного они были нужны на лечение ребенка. Но она не могла вернуть даже то, что внесла в качестве взноса.

На тот момент в офисе микрокредитной организации она получила несколько адресов людей, которые должны были погашать кредит. Однако даже совместные с редакцией попытки призвать их сделать это, ни к чему не привели. Те, кто деньги взял, на фоне общей неразберихи об их возврате и не помышлял. Хотя должны были понимать: эти деньги таких же клиентов микрокредитной организации.

В 2011 году текущую ситуацию мне комментировала юрист компании Наталья Тополова. Показывала письма, которые направлялись даже в организации должников.

С тех пор прошло три года. Когда на пороге редакционного кабинета появились двое мужчин и сказали, что они по поводу «ЮКО», подумалось: неужели пирамида спаслась?

Марат Валиев заключил договор с микрокредитной организацией в августе 2009 года. Как все, внес 50 тысяч тенге, заплатил за составление договора три тысячи и спустя время получил деньги – 350 тысяч тенге. Был и нюанс. 50 тысяч из полученных он оставил в кассе «ЮКО» в счет взноса за кредит, который должна была получить его жена. И, как говорится, до сего дня не получила. Сам Марат Темиржанович, как и предписывал график, первые месяцы исправно возвращал деньги. А потом, рассказывает, начался тот самый бардак.

– Прихожу в офис, сидят заемщики. Один говорит, мне дай деньги, другой – мне. Непонятно, кому платить. Я и ушел.

А в декабре прошлого года Марат Валиев получил весть от частного судебного исполнителя. Оказалось, состоялось заочное решение Костанайского городского суда. По этому решению он обязан был выплатить «ЮКО» без малого 835 тысяч тенге. Указывалась в исковом заявлении к нему и сумма неустойки – больше пяти миллионов тенге. Но ее микрокредитная организация милостиво решила взыскивать не полностью, а лишь удвоив сумму основного долга.

По словам Марата Темиржановича, он всегда понимал, что по долгам надо платить. Поэтому внес 200 тысяч тенге. А после этого по совету адвоката уже сам обратился в суд с просьбой пересмотреть его дело. Во-первых, не были учтены первоначальные взносы в 50 тысяч, ни его, ни жены. Да и другие проплаты тоже. Во-вторых, и это было явно по подсказке адвоката, «ЮКО», если следовать приговору в отношении ее учредителя, не имела права заниматься банковской деятельностью, а, значит, не должно быть никаких процентов и неустоек. В итоге по новому решению суда он остался должен «ЮКО» чуть больше 139 тысяч тенге.

Штрафные санкции ушли, остались лишь пять тысяч неустойки. Первоначальный взнос в 50 тысяч снова не учли, поскольку, по договору, его бы вернули, если бы он исправно возвращал кредит. Не признал суд и факта нарушения «ЮКО» закона о банках и банковской деятельности.

Потом была апелляционная инстанция. На этом этапе Марата Валиева уговорили, дабы не было хуже, подписать с «ЮКО» соглашение в порядке медиации. По этому соглашению он теперь должен заплатить микрокредитной организации 110 тысяч тенге долга и пять тысяч тенге неустойки.

Кому платить

Вместе с Маратом Валиевым в редакцию пришел его товарищ Кушкенбай Салпенов. В августе 2009 года он тоже составил с «ЮКО» два договора на получение кредита в 800 тысяч тенге («тогда строился, очень были нужны деньги»). Заплатил взнос в 100 тысяч тенге, а кредитов не увидел и по сегодняшний день. Предпринял несколько попыток решить проблему. В офисе, говорит, бухгалтер дала ему фамилии нескольких должников, их адреса. Сказала, чтобы сам выбивал с них долги. На пару таких адресов он съездил. По одному его «послали», по второму – заплакали.

Месяц назад снова пошел в офис «ЮКО». На этот раз ему вручили образец искового заявления в суд со всеми реквизитами микрокредитной организации. Мол, обращайтесь в официальном порядке. Чего нет в этом образце, так это и намека на неустойку. Хотя «ЮКО», в случае непредоставления кредита, должна ее выплатить. Сейчас бы речь шла о миллионах тенге. Кушкенбай Салпенов решил подумать с обращением в суд. То, что выиграет иск, не сомневается. Вот только откуда у «ЮКО» возьмутся деньги, если все счета после осуждения ее учредителя арестованы?

Когда встал вопрос, кому платить деньги по медиативному соглашению, рассказывает Марат Валиев, он обратился к исполнительному директору Марату Отебек. Предложил отдать деньги если не жене (не возвращенный взнос), то Салпенову. Однако Отебек отослал его к юристу, который сегодня представляет интересы микрокредитной организации в суде, Людмиле Кузьменко. Та не разрешила. Более того, утверждает Марат Темиржанович, ему дали расчетный счет, на который надо перечислять деньги, но не «ЮКО», а… личный, Кузьменко. И на него Валиев уже часть суммы перевел.

Это, конечно, удивительно. Если ориентироваться на постановление апелляционной коллегии облсуда, закрепившее соглашение в порядке медиации, то деньги Марат Темиржанович должен внести на расчетный счет другой стороны. То есть «ЮКО». Этот вопрос я пыталась по телефону задать юристу Людмиле Кузьменко. Ну а вдруг М. Валиев что-то напутал? И услышала в ответ: «Вас это не должно интересовать... У вас будут проблемы... И больше сюда не звоните...» По сути, журналисту снова пригрозили судом, если он будет совать нос не в свое дело.

Не удалось встретиться и с исполнительным директором Маратом Отебек. На рабочем месте, как мне сказали в соседнем офисе, он практически не бывает. По сотовому телефону Марат Ермекович ответил только один раз – первый. Сказал, что занят завтра и послезавтра. Что, может быть, можно будет встретиться на следующей неделе, может, в два часа, может, в три, может, в четыре. И – все. На мои попытки созвониться отвечал автомат: «Абонент не может ответить...» «У меня так же было, – говорит Марат Валиев. – Директору всегда некогда, только, когда сказал, что принесу деньги, тут же нашел время».

Так что вопросы у меня остались. И ответы на них приходится искать... в фактах. Один из них – решение того же Костанайского городского суда по иску жительницы Костаная Анар Оспановой. По нему истец должна получить от микрокредитной организации «ЮКО» сто тысяч тенге – возврат первоначального взноса. Без всякой неустойки, хотя, как уже говорилось, договором она предусмотрена. Заплатила ли «ЮКО»? В этом есть большие сомнения. Особенно если иметь в виду, что деньги по искам самого «ЮКО» идут совсем в другой карман.

Вот вернется барин...

Его возвращения ждут, как мне сказали, месяца через два-три. Если карты нормально лягут. Что увидит на руинах своей пирамиды Ерден Омар? Какие действия предпримет? Очередная загадка умирающей матрицы.

Татьяна БАШКАТОВА tab52@rambler.ru 54-05-80
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 8522
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран