Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Тихо шинами шурша, едет трактор не спешаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Тихо шинами шурша, едет трактор не спеша

Тихо шинами шурша, едет трактор не спеша

Нашему сельскому хозяйству опираться бы и на собственные разработки. Это и называется импортозамещением.

Владимир Астафьев прошёл в НИИ все ступени профессионального роста – от аспиранта до директора.

Секретная машина

В начале 80-х годов замдиректора по науке Кустанайского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства Геннадий Окунев повез меня в поле – показывать машину, существующую пока что в единственном экземпляре. Фотографировать вблизи не разрешили. Назвать ее трактором язык не поворачивался. 32 тонны металла имели два движителя: один гусеничный, другой – колесный. При выезде на трассу гидравлика этого монстра опускала колесное шасси на асфальт, при попадании же на полевой грунт ее место занимали гусеницы. Идея оригинальна. Гусеничный ход обеспечивал низкое уплотнение почвы и высокие тяговые показатели агрегата. Чтобы обеспечить такую же тягу колесному трактору, его масса должна была бы составлять 41 тонну.

Были ли подобные аналоги в мировом земледелии, я не знал: Интернета тогда не существовало, а в научно-популярных советских журналах иностранные ноу-хау были крайне редки. Геннадий Андреевич мне сказал, что ТЭТ-1200 (именно так назывался опытный образец) – это скорое будущее казахстанской полеводческой техники. Я охотно поверил, несказанно гордый тем, что меня посвятили в одну из научно-практических тайн.

И вот спустя 35 лет передо мной открываются тяжелые двери ангара, и я вижу перед собой, увы, несбывшуюся тайну – все тот же экземпляр, который показывал мне доктор наук Окунев, разменявший седьмой десяток уже в соседнем государстве. Теперь эту недвижную гору железа можно разглядывать детально. Шедевр инженерной мысли. Валерий Иванович Таран, инженер-испытатель, сейчас уже пенсионер, с юношеским задором вспоминает прошлые деньки:

– Его сделали на Харьковском тракторном заводе, именно там я обучался им управлять. На машину изначально ставили танковый двигатель, который потом форсировали до 700 лошадиных сил, поскольку у танка моторесурс движка рассчитан на 500 моточасов – для полевой техники это маловато. ТЭТ (энергонасыщенный трактор) заменял три «Кировца». Если К-700 цеплял один культиватор, то я мог все четыре. Мы его испытывали на полях Кустанайщины шесть лет. Всё нацеливалось на то, чтобы повысить производительность труда. Появление ТЭТ диктовало необходимость создавать под его мощь целый шлейф новых сельхозорудий – стандартные он просто рвал. Помню, на полях совхоза «Александровский» (40 км от Костаная) мы показывали его руководителю Казахстана Динмухамеду Кунаеву. Первый секретарь ЦК спросил директора совхоза: «Такая техника нужна? Ну тогда будем работать над ней». В Кургане были сделаны еще три образца, но после 90-го года всё стихло. В 2003 году к нам приезжал главный конструктор с Харьковского завода. Когда он увидел наш экземпляр ТЭТ, у него на глазах выступили слезы…

Вот так выглядел полусекретный ТЭТ-1200 свыше 30 лет назад. Слева – замдиректора  по науке Геннадий Окунев.

Золотые болты

Разговор проходил в институте, сменившем прежнее название на Костанайский филиал ТОО «КазНИИМЭСХ», который горожане знают по двум стоящим тракторам перед фасадом и по проводимым в последнее время на его территории сельскохозяйственным ярмаркам. В этом году институт отметит свое 55-летие. Наверное, отметит скромно: учреждение лишь на 25% финансируется государством, а остальные 75 приходится добывать собственными наработками.

В вестибюле главного корпуса меня встречает огромная доска с фотографиями кандидатов и докторов наук. Но… одних уж нет, а те далече. Сейчас в институте только два доктора технических наук – директор Владимир Астафьев и завлабораторией Алексей Дерипаскин. Два институтских долгожителя, переживших взлеты и падения ЦелинНИИМЭСха. Динамика этих процессов умещается в короткую строчку: если раньше в стенах института работало не менее 600 человек, то ныне едва наберется сотня.

Ни тогда, ни сейчас сотрудники не ели хлеб зря: институт, являясь в Северном Казахстане, по сути, базовым островком научно-производственной деятельности в сфере механизации, участвовал в реализации общесоюзных и республиканских программ. Машины для растениеводства и животноводства, для почвозащитной системы земледелия и т.п. дорабатывались, производились, изобретались его силами. То же самое и сейчас. Связь с сельхозтоваропроизводителями даже усилилась. Если в условиях рынка нет спроса на машину, то нет смысла и разрабатывать ее.

– Мы в течение года обрабатываем у себя 150-160 тысяч га земли, – рассказывает в кабинете Астафьева с экрана ноутбука Борис Князев, легендарный директор товарищества им. Алтынсарина. – Так вот, наша местная система предусматривает обязательное применение безотвальных орудий. На этой теме мы давно сотрудничаем с НИИМЭСХ. Количество их безотвальных орудий подходит у нас к сотне экземпляров. Они качественны, приспособлены под наши условия и дешевле аналогичных зарубежных образцов. Ну купим мы за границей, а завтра нужно будет болты к ним везти, лемеха – болты будут золотые. Благодаря тому что институт сохранил свой производственный потенциал, у нас с ним хорошие партнерские отношения.

На подобных отношениях институт и держится. С наступлением посевной его специалисты уезжают к хозяйственникам. Это называется «научным сопровождением». Разные климатические зоны, разные почвы, поэтому крестьянин, купивший у института технику, вправе рассчитывать на то, что подгонять ее под местные условия ему помогут изготовители. Портфель заказов до сентября текущего года забит. В его ассортименте около 30 наименований сельхозтехники: рыхлители, щелеватели, посевные машины, агрегаты для подработки зерна…

На диете

Вроде надо гордиться – работаем, не пропадаем же!.. О плазменном резаке по металлу, приобретенном два года назад, профессор Астафьев говорит в восхищенном тоне: плазма в разы подняла производительность экспериментально-производственного цеха.

Замечательно, идем дальше. Огромные полупустые помещения. Станки 40-летней давности. Слесарь Леонид Шевченко, 30 лет здесь… Спросить про зарплату язык не поворачивается, как и про рабочую смену поколений. Как и про науку, на которую, по словам директора, институт тратит до 50% заработанных хозспособом средств. Когда 35 лет назад Владимир Астафьев пришел в институт с красным дипломом, государство финансировало НИИ на 90%, а десять приходилось на то, что удавалось продать и внедрить собственными институтскими силами.

Если я понимаю правильно, то это схема того, как надо лошадь (науку) ставить впереди телеги (техники), а не наоборот. В противном случае на птичьем корме мы так и будем обречены каждый день думать о пропитании, а не о высоких научных разработках. Но проблема не только в деньгах. Их отсутствие или, скажем так, хронический недостаток, замораживает приток новых кадров. Вот читаю реферат, посвященный этой теме: потери, понесенные казахстанской наукой в десятилетие постсоветского кризиса, привели, прежде всего, к удручающему старению научных кадров. Проведенный опрос зафиксировал средний возраст доктора наук на уровне 60 лет, кандидата наук – 48 лет…

Если учесть, что реферат написан восемь лет назад, то картина, спроецированная на нынешний день, действительно удручающая. И не потому, что сейчас вместо докторской присваивается ученая степень пи эйч ди (PhD), а потому, «что уровень внедрения диссертационных исследований в 10 раз ниже уровня внедрения по прежней системе подготовки кадров» – писал журнал «Форбс-Казахстан» еще в 2015 году.

Вот уж точно жизнь не по учебнику. Когда Астафьев пришел в институт, он начинал в нем младшим научным сотрудником. Потом аспирантура, защита кандидатской, работа завсектором, зав­лабом, замдиректора по науке… Его тема докторской называлась «Повышение эффективности механизированного процесса кукурузы на силос широкозахватными агрегатами». Это эксплуатационная схема. Она была внедрена в пяти областях Казахстана в более чем 70 хозяйствах. Это был главный критерий докторской – уровень внедрения.

Не лавочное место

…Перед главным институтским корпусом стоит колесный трактор ХТЗ – этот архивный экземпляр еще довоенных времен, должно быть, олицетворяет собой начало научно-практического пути, проделанного нашей степной механизацией. Но если есть начало, то где продолжение? Трактор ТЭТ-1200, которому дал добро еще авторитетнейший руководитель советского Казахстана, ржавеет в ангаре. Но идея применения мощных тракторов нашла воплощение на полях Казахстана в тракторах К-744Р3, «Бюллерах», «Кейсах».

Но прав Борис Князев: опираться надо и на собственные разработки, на то, что называется импортозамещением. Это не пустой звук. По словам Астафьева, на ближайшую трехлетку в недрах Минсельхоза есть план создания и финансирования двух опытно-экспериментальных центров – в Алматы и Костанае. В институте, располагающем практически готовой инфраструктурой и цехами, уже подготовили проектно-сметную документацию для грядущей реконструкции с последующим кардинальным обновлением технопарка.

Давно пора. Посмотрите историю Костанайского дизельного завода. Не пошло так, как намечали изначально. Но создали «Агромаш», переформатировали цеха под сборку автомобилей, комбайнов – и дела пошли. Кстати, когда белорусы передавали на сборку в Костанай свои комбайны (он идет у нас под маркой «Есиль 740»), то именно институт тестировал их на пригодность к нашим полевым условиям. Обнаружилось 40 несоответствий заявленным характеристикам. Белорусы приехали и все недочеты устранили.

У института слишком большая и устойчивая история, чтобы ломать его основной профиль. Есть техническая база. Связи с хозяйствами. Богатейший информационный материал. Он пережил перестройку, не распродав под торговые лавки ни одного помещения… Боевой «парень». Ему импульс нужен, чтобы в неспешный ход будней ворвался ветер перемен и денег. Не тех денег, из которых науке хватает на хлеб с водой, а тех, с которыми было бы не стыдно конкурировать с дальнезарубежными варягами.  

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  автора 
Просмотров: 1750
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-21214 (Нива), 2014 г., цвет белый, с небольшим пробегом, эксплуатировалась только по городу, без ДТП, стоит в гараже, вложений не требует, инжекторная, 2 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-231-02-26. 
* ВАЗ-2107, 2000 г., цвет белый, ГБО, сигнализ., хор. сост., 650 тыс. тг. Тел.: 55-32-24, 8-705-215-18-49. 
* Kia Sportage, 2014 г., полный электропакет, в отличном состоянии, один хозяин. Тел. 8-777-259-55-88. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шины грузовые новые, пр-ва Китай: 9.00R20, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 315/80R22.5, 11.00 R20, 235/75R17.5. Тел. 8-777-396-41-58. 
* з/ч К-700: погрузчик навесной, стрела; плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, водораздатчик 3 куб., насос для полива ДДН-80, рамки лущильника, 6 шт., скребки БДТ, 6 шт. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-523-00-30 (WhatsApp). 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.: катушка зажигания, б/у, недорого. Тел. 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Москвич АЗЛК: двери, 4 шт., капот, 1 шт., подшипники, ступицы, шаровые нижние главных и рабочих цилиндр. Тел.: 25-85-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ: датчик бензобака, трос спидометра, трос ручника; ВАЗ-08,-09: стеклоподъемник левый; Москвич: помпа; Волга: трамблер. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ГАЗ-53: раздатка КПП под два кардана; ЗИЛ-120: водяной насос, масляный насос, карбюратор; КамАЗ-Урал: лебедка грузовая комплект, нов. Тел. 8-777-053-29-33. 
* з/ч ГАЗель, Волга: мосты, коробка, двигатель, рессоры, карданы, двери, капот, сиденья, панель приборов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗАЗ: ремкомплекты коренные, шатунные, стоп-сигнал нов.; М-412: трамблер сов. пр-ва; кольца М-72, диагональ 78,0. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина, диск фередо; К-700: редуктор ВОМ. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: блок, мосты, коробки, раздатка, карданы, рессоры, двигатель, рама, кузов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ: эл. лебедка; ВАЗ-01,-06: нижние рычаги усиленные, набор прокладок на двигатель, реактивные тяги; ВАЗ-02: крыло заднее. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая, диск железн. на 13. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* дизельную эл. станцию 45 кВт передвижная, заправку контейнерную 2-секц. по 7,5 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* лапу СТС, 1200 тг, отопитель МТЗ, 25000 тг, щетку ЗАВ, 950 тг, седло прицепное на ЗИЛ-130, 180 тыс. тг, коробку КПП на К-700. Тел. 8-700-659-26-09. 
* масло моторное, трансмиссионное, всесезонное в канистре 10 л, 4600 тг, утеплитель на МТЗ, 10000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* резину на КПЭ-3,8 с дисками, лапы КПШ-9, лапы КПЭ-3,8, цилиндры. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ-31512, 1988 г., после кап. ремонта, цельнометаллич., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* Volkswagen Passat В-3, 1992 г., 1,8 л, моно, полный электропакет, цвет бордовый металлик, седан, 1 млн 150 тыс. тг, торг, варианты. Тел.: 8 (714-31) 5-79-05, 8-702-146-36-37. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, ремни сов. пр-ва, насос К-100/65-250. Тел. 8-777-283-34-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость