Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 19Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Апай Светлая ЛунаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Апай Светлая Луна

Апай Светлая Луна

Тюркское имя Айжаркын на русский язык переводится как Светлая Луна. 92 года наша героиня живет с этим именем. Завтра у нее день рождения.

Айжаркын Амировна – светская женщина не в первом поколении.

С открытым лицом

Айжаркын Амировна – светская женщина не в первом поколении. Много лет назад ее родители жили в окрестностях Кызылорды, владели большим поголовьем скота и лошадей. Они вели аристократический образ жизни в рамках национального уклада и традиций. Каждое лето пастухи перегоняли стада и табуны в сторону Тургая. Здесь родители ставили красивые юрты и жили все лето.

– В Кызылорде нет таких трав, таких почв, такой хорошей воды, как здесь у нас, – говорит апай. – Но мы всегда возвращались домой, пока не случилось горе.

Умер дед Айжаркын, и его похоронили на чужой для рода земле. Бабушка сказала, что останется там, где похоронен муж. Часть семьи вернулась в Кызылорду, а часть осталась в Тургае. В суровую зиму бабушка не обращала внимания на холода. Пропустила она мимо ушей и слова о том, что год траура прошел, надо выходить замуж, чтобы был глава семьи, который бы руководил большим хозяйством. Бабушка сказала, что другого мужа ей не надо, что в Кызылорду не вернется, а останется там, где ей надо быть – возле могилы мужа.

Апай делает паузу в хронологии событий, чтобы рассказать о казахских женщинах:

– Настоящие казашки – сильные и упрямые. Настоящую казашку не заставишь закрыть лицо черной тканью – никогда такого на нашей земле не было. В семьях, где не рождались сыновья, девочек одевали в мужскую одежду и воспитывали в них силу, ловкость и твердый характер. Если надо было защищать свой род, свою землю, свой скот, эти девушки брали оружие в руки и сражались как джигиты. Это был долг каждой семьи: дать воина в отряды защитников. Нет сына – отдавали дочь. И никто не говорил, что так нельзя. Так было нужно. Поэтому у нас, у казахов, такая большая территория. Мы ее умели защищать – мужчины и женщины.

Она говорит, что в мирное время казахские девушки и женщины красиво одевались.

– Черную одежду носили, только если умер очень близкий человек. А если все было хорошо, то привозили издалека яркие шелка, бархат. Любили украшения из драгоценных камней и меха. Лучшим считался мех соболя из Сибири. Кто был беднее, мех лисицы использовал. Изящная шапочка борик с меховой опушкой очень украшает молодое лицо. Но мечтой каждой девушки был свадебный убор – саукеле. У одних из сатина, украшенного стеклянными бусами, у других – с золотом и самоцветами, этот убор был гордостью невесты. Подняли покрывало с лица новобрачной – оно остается открытым, в любом уборе. Это наша демократия была, казахская. Мы жили свободно на своей земле…

Может, читатель усомнится, что в 92 года апай находит нужным рассуждать о демократии. Но это без преувеличения. Айжаркын Амировна говорит, что у нее голова как компьютер. Это от предков. Мама прожила 96 лет и всегда была в здравом уме. Сказалась и та самая светская жизнь.

«Настоящую казашку не заставишь закрыть лицо черной тканью – 
никогда такого на нашей земле не было...» Год 1954-й. Айжаркын слева.

Семейные узы

– Папа меня сильно любил. Но и сейчас удивляюсь, почему меня одевали как мальчика, ведь были старшие братья. Может, отец жалел, что я девочка, тогда как характером – парень. Одетая как мальчик, я умела за себя постоять, в драке меня победить было трудно. А женскую работу сначала делать не умела.

Может быть, ей как богатой наследнице и не пришлось бы делать эту работу, но изменился общественный строй, конфисковали имущество... Отца, Амре Амирова, не обошел вниманием НКВД. Семья к этому была готова. Чего ждать людям из богатого рода, верующим мусульманам – дедушка Абдрахман трижды совершал хадж в Мекку. Один раз сходить – год в пути провести. Перед хаджем дед продавал табун лошадей – вырученных денег как раз хватало на дорожные расходы.

– Кустанай куда ближе Мекки, но когда отца забрали в НКВД, мы думали, что он находится на краю света. Только мама все равно к нему ездила – денег нет, валенок нет, но она приезжала, чтобы поддержать папу. Когда его все-таки отпустили, мы подумали, что дедушка не зря совершал свои хаджи… Наша семья не боролась с властью. Еще в 33-м году отец организовал колхоз Каракамыс, его в 40-м году там и похоронили, так он просил. А когда работал, время было голодное, люди перебирались из аула в аул, искали, где живется лучше. Однажды папа в лесу наткнулся на мальчика лет трех – он был один, измученный. Взял его в село, там как раз много людей чужих пришло. Отец показал ребенка: чей? Одна женщина сказала, что это ее ребенок. Объяснила: если бы не оставила, они вместе погибли бы в лесу. Папа рассердился: возьми своего сына и не смей бросать.

Детей после голода мало было. Чтобы дети рождались и не умирали, людей надо кормить. Всех, кто приходил в колхоз, подкармливали, чем могли. Коммуна у нас была, вот она всех и кормила. И я была ее членом, хотя и ребенок. В школе мы всегда ждали, когда позовут на обед. Нашу повариху звали, как и меня – Айжаркын.

До школы Айжаркын Амировна не знала ни одного русского слова. Отец отдал ее в русский класс, но как только она стала понимать русский язык, снова отвел в казахский.

Тем временем брат Закир Амирович выучился и стал работать директором школы в селе Сулуколь Семиозерного района, преподавал там математику. Женился, у него был ребенок. Звал к себе отца с младшими детьми, но тот отказался: он же под подозрением у НКВД, вдруг и на сына падет тень. Взял под свою крышу семью друг отца – Уразбек. Всего одна комната у него была. Семье Амре Амирова досталось крохотное пространство – у казана, кухней можно назвать.

– И то спасибо, – говорит апай. – Только в 38-м мы переехали к Закиру в Сулуколь. Долго радоваться не пришлось – началась война. У брата была бронь, но в 42-м он решил отказаться от брони, ушел на фронт.

Айжаркын поступила в Учительский институт в Кустанае. Училась недолго. Приехала на каникулы в Сулуколь, а жена брата и его ребенок болеют. Пришлось остаться дома, чтобы помогать. Но долгие годы снился институт – так хотела учиться. То, что осталась дома ради семьи, не жалела. Удалось выходить и сноху, и племянника. А потом вернулся Закир.

– Он не надеялся, что мы живы, что его ждут жена и сын. Мы его ждали, трудились, чтобы выжить, и дождались…

Быть женой Абзулинова

Новый этап в ее жизни начался после замужества. Иглик Абзулинов, вернувшийся после ранений с фронта и назначенный директором нового совхоза «Диевский», был значительно старше Айжаркын.

– Он привел меня в свою семью, где жили под одной крышей несколько поколений. А я же как мальчик воспитывалась, даже корову доить не умела. Иглик был занят работой, разговаривал мало, но я сильно любила и уважала его. Сказала: все сделаю, чтобы быть ему достойной женой. Научилась готовить, прясть, вязать, ткать ковры. Знаете, когда женщина-казашка любит, она все сделает для мужа. Так моя бабушка любила и уважала деда, мама – отца, а я – Иглика…

Со временем муж стал заслуженным работником сельского хозяйства, депутатом Верховного Совета СССР – вместе с ним она повидала страну. Благодаря ему познакомилась с крупными руководителями. Сегодня на Костанайщине единицы могут вспомнить первых лиц области – Сагалбая Жанбаева, Ивана Храмкова. Апай знала их лично.

– Жанбаев у нас два раза в Диевке был. Первый раз приезжал посмотреть, как строится совхоз, второй раз сделал остановку вынужденно. Летел на маленьком самолете в Тургай, ветер сильный поднялся, решил переждать в Диевке. Иглик позвал его домой, отдохнуть. У нас чай, баурсаки, масло. Я хотела что-нибудь быстро приготовить, но Жанбаев сказал: ничего не надо, занимайся детьми. Выпил чаю, взял подушку, полежал часок и улетел в Тургай. А когда Иглик работал в Коянды, областью руководил Храмков. Хозяйство новое, приехал посмотреть. И тут они с Игликом поссорились. Абзулинов просил деньги на строительство школы, а Храмков сказал, что денег нет. Иглик ему ответил: тогда и в контору не приходите, там вам делать нечего. Я боялась, что его за это посадят. Но его даже никуда не вызывали. А с Храмковым мы через время в Москве увиделись. Иван Петрович обрадовался встрече, посмеялся над тем случаем. Так только очень хорошие руководители поступают – без злобы и мести.

Хорошо апай отзывается и о другом руководителе области – Н.Т.Князеве. Его она увидела уже вдовой. Была организована встреча с женщинами, которые в военное время хорошо трудились в тылу. Айжаркын Амировна в их числе. Она помнит и Героя Социалистического труда Николая Алимпиева, долгие годы возглавлявшего облсельхозуправление. Среди ее друзей в прошлом и настоящем – люди всех национальностей. Она любит людей, умеет найти для них хорошие слова. Говорит: кто с ней общается, у того в жизни все к лучшему идет.

Она просит Бога за своих шестерых детей: Касыма, Галинура, Марьям, Салиму, Назиру, Зайру. За 15 внуков и 17 правнуков. И за чужих детей тоже просит. Чтобы здоровье было, хлеб насущный и мир в каждом доме. Ее имя – Светлая Луна, и душа у нее светлая. С днем рождения, апай!

Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото из семейного архива Абзулиновых 

Просмотров: 1744
Комментариев: 0
Нравится: +5
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* костюм муж., обувь жен., вещи жен., срочно, в связи с переездом. Тел.: 50-68-40 (после 19 часов), 8-702-267-28-33.
* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* брюки муж. (шерсть, полушерсть), р. 48-50, 500 тг, шапки зимние, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* вещи детские, недорого. Тел. 21-26-67. 
* вещи и обувь зимняя и летняя на девочку (от 4 до 6 лет), цена договор. Тел. 8-705-911-84-45. 
* воротники новые (песец, енот), 52 см, сапоги жен., р. 36. Тел. 8-701-769-42-77. 
* воротники (нутрия, цигейка 2 шт., песец 1 шт.), пальто муж. с каракулев. воротником. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* дубленку жен., натур., р. 46, полушубок (овчина), р. 52-54, телогрейки ватные, нов. Тел. 56-83-84. 
* дубленку (овчина), коричн., модный фасон, воротник шалька, унты, б/у, недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* дубленку муж., р. 54-56, 15000 тг. Тел. 8-707-664-84-98. 
* дубленку жен., р. 48, 35000 тг, дубленку муж., р. 46-48, 20000 тг, шапку норков., р. 57, 5000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* дубленки, б/у. Тел. 50-73-40. 
* комплект одежды с электроподогревом, 12 В, жилет и две стельки (греет туловище и ступни ног), +40 гр., 12 В, 60 Вт, 12000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65. 
* мех норки коричн., чулок; мех для реставрации, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* меха лисы, песца, норки. Тел. 8-705-460-06-20. 
* меховые варежки по 1000 тг. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* пальто зимнее с норковым воротником, отл. сост., р. 48, 10000 тг. Тел. 8-702-862-22-09. 
* пинетки вязаные (детские), на заказ, ручная работа. Тел. 28-94-24. 
* платье нарядное, р. 35-38. Тел. 8-707-319-93-08. 
* плащи кожаные, дубленки муж., жен., полушубок (овчина). Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* рубашки мужские. Тел. 8-707-664-84-98. 
* сапоги кирзов., р. 41-42, новые 4000 тг, б/у 1500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* сапоги яловые, р. 42. Тел. 28-89-54 (звонить вечером). 
* спецодежду (брюки, костюм), сапоги кирзовые, р. 42-43, 3500 тг, берцовки, р. 42, штаны ватные, фуфайки новые и б/у, комбинезон. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду с электроподогревом "Пингвин", 15000 тг, ватники нов., 3000 тг, унты, р. 42, 10000 тг. Тел. 8-705-668-81-43. 
* шапки норковые, муж., жен., б/у; шубу нов., для девочки 5-6 лет, корич., красивая, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шапку сурчиную, муж., р. 56-57, шапку норков., жен., р. 57-58, дубленку, куртку, муж., р. 54-56, трико теплое, р. 56. Тел. 50-18-02. 
* шубу (енот), р. 50, отл. сост., цена договор. Тел.: 53-19-78, 8-701-460-29-77. 
* шубу мутоновую, р. 48-50, шапки норков., р. 55-56, плащи велюр., кожан., р. 48-50, туфли, нов., р. 36, босоножки, р. 37. Тел. 8-707-319-93-08. 
* шубу норков., штаны (танковые). Тел. 8-777-441-13-57. 
* шубу норков., короткую, р. 50-52; шапки норков. муж., жен., р. 58-59. Тел. 8-702-941-11-61. 
* шубу из нутрии с капюшоном, черная, р. 54, 28 тыс. тг. Тел.: 53-59-61, 8-707-664-74-36. 
* шубу цигейковую, муж., полушубок из овчины, р. 50-52, по 50 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубы цигейковые, р. 48-50, хор. сост., полушубок цигейковый, р. 46. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* шубу детскую (2-3 годика), нов., шапочки детские. Тел. 50-18-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость