Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«Мы трудились – и в этом наше счастье»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Мы трудились – и в этом наше счастье»

«Мы трудились – и в этом наше счастье»

Одним из таких легендарных директоров был Жагипар АКБАСОВ. Личностные качества открыли перед ним дорогу насколько славную, настолько и трудную. Ему никогда не предлагали легких участков…

«Отан неден басталады»

В Рудненской школе №15 в 2013 году действовал проект «Отан неден басталады» («С чего начинается Родина») – в его рамках ребята-шестиклассники собрали информацию и о Жагипаре Акбасове. В Интернете это самый подробный рассказ на русском языке о легендарном директоре. Руководила работой учитель Айзада Аханова, она и объяснила, почему школа в горняцком городе заинтересовалась жизнью талантливого аграрника. Айзада Бикеновна родилась в совхозе «Степняк», который основал Акбасов:

– Жагипар Амиргалиевич был всегда прав. Сегодня могут сказать, что так не бывает, но у него было именно так. В своих производственных решениях, в словах, в поступках, в отношении к людям – он был всегда прав, говорил только один раз о том, что надо сделать. А дальше уже были не разговоры, а работа…

«Судьба степняка»

В 2002 году в Костанае вышла книга Жагипара Акбасова «Судьба степняка» – яркое публицистическое произведение о Костанайщине, о людях нашего края, уже подзабытых, о смысле труда и его результатах. О том, как любить Родину не на словах, а на деле, дорожить согласием, интернациональным мировоззрением, и не только настоящим, но и прошлым. Он пишет: «Когда я размышлял над названием книги, я остановился на «Судьбе степняка». Первый совхоз, который я возглавил, назывался этим звучным и красивым словом – «Степняк», но главным, решающим в этом выборе стало то, что вся моя жизнь прошла в степи, отдана служению ей…».

Он начинал работать в совхозе «Шолаксайский» на тракторе ДТ-54. В 1956 году поступил в Петропавловский техникум механизации сельского хозяйства. Такой же техникум был и в Кустанайской области, в «Комсомольце». Но в Петропавловске главным бухгалтером сельхозуправления работал отец Жагипара – Тулебай Молдатаев. А секретарем обкома партии в СКО был Ильяс Омаров. С ним Тулебай Молдатаев поддерживал дружеские отношения.

– Прямо или косвенно, это сыграло роль в становлении личности Жагипара, – уверен эксперт нашего проекта, писатель, ветеран казахстанской журналистики Салим Мендыбаев.

В семье Ильяса Омарова, пишет сам Акбасов, «царила какая-то еще мне не ведомая атмосфера людей иной формации, высокой культуры…».

Ж.Акбасов (в верхнем ряду крайний справа) в составе делегации XXV съезда КПСС в Кремле.

Заметная фигура

В 1958 году Жагипар окончил техникум, снова приехал в Шолаксай, стал работать участковым механиком, потом бригадиром. «Бригадир в совхозе – фигура заметная. В твоих руках судьба хлеба на тысячах гектаров, под твоим началом – десятки людей. Бригадиров утверждали постановлениями районных инстанций. В августе 1960 года меня совершенно неожиданно вызвали в областное управление сельского хозяйства, беседовали со мной кадровик Дихаев и главный инженер управления Доренский. Предложили возглавить инженерную службу совхоза «Дамдинский» Амангельдинского района», – вспоминал Акбасов. Ему было всего 23 года, а в активе – скромный по нынешним меркам диплом. Но его обладателя уже воспринимали как опытного специалиста и руководителя. Личностные качества открыли перед ним дорогу насколько славную, настолько и трудную. Ему никогда не предлагали легких участков. Совхоз «Дамдинский» был целинным, но плохо обустроенным и малоэффективным.

«Почему я попал в новый целинный совхоз, ведь на календаре шел не 1954-й, а 1960-й год? А дело обстояло так. В 1959 году первым секретарем Амангельдинского райкома партии был избран О.А. Козыбаев, человек творческий, напористый, волевой. Район огромный, а людей мало, молодежь разбегается, перспектив нет. Оразалы Абилович анализировал положение: кроме песков и солончаков у нас огромные массивы каштановых почв, способных давать урожай зерновых…». Козыбаев дошел до руководства области, а затем и до Кунаева. В его кабинете встретился с Л.И. Брежневым. Идея начать освоение целины в Тургае нашла поддержку.

Молодой и умный

Жагипар Акбасов пишет, что целинные совхозы в Тургае помогала строить вся область. «Очень большую помощь нам оказали хозяйства Урицкого района (ныне Сарыкольского) и лично Д.Я. Брусник (первый секретарь райкома партии. – Прим. ред.), который подолгу жил в наших краях».

Дмитрий Яковлевич Брусник, ветеран Великой Отечественной войны, уважаемый в области аксакал, хорошо помнит Жагипара Акбасова:

– Когда познакомились, он совсем молодой был. Но умный, энергичный, справедливый, с огромной работоспособностью. Сколько я его знал, столько и восхищался. Ни разу он меня не разочаровал. Это был аграрий самой высокой породы…

А дальше было вот что. «Как-то в разгар уборочных работ среди ночи у меня на квартире неожиданно появился О.А. Козыбаев. Сказал, что завтра приедет с высокими гостями… На дамдинских полях состоялось мое знакомство с легендарным БАМом – Бородиным Андреем Михайловичем, сыгравшим огромную, неоценимую роль в моей личной судьбе, как и в судьбах области и ее жителей». Акбасову предложили возглавить новый совхоз «Степняк», а кроме того, он вошел в круг директоров-любимчиков Бородина, которых по-отечески он называл сынками. Сынок – значит работяга, надежный парень.

Посрамить паникеров

Общежития – в юртах, столовая – в палатках, контора – в вагончике, техника – под открытым небом. С этого начинался «Степняк». Где бы потом ни работал Акбасов, душа его оставалась здесь. «Теперь трудно в это поверить, но наши разбитные умельцы нашли выход из жилищного кризиса. Прямо в крутых овражистых берегах реки Сарыузен вырыли пещеры-землянки». Акбасов вспоминал: «Я обзаводился активом и учился искусству им руководить, чтобы он не превратился в занудливых писателей многочисленных актов и докладных. Договорились так: заметил ошибку, недостаток, упущение – не хватайся за ручку и бумагу, а постарайся на месте безотлагательно исправить недочет… Скептики и хныкающие, маловеры и паникеры, шептуны и прорицатели были посрамлены…».

Телята, ягнята, жеребята благополучно появлялись на свет, строились скотобазы и овчарни, жилые дома. Весенний сев 1965 года провели за неделю. Но это было только начало. «Степняк» рос, давал хлеб, мясо, шерсть, благоустраивался и радовал людей. Акбасов пишет: «Освоение целины в тургайских степях преобразило этот богатый край: новейшая техника, железная дорога, автомагистрали, линии электропередач, современное многоотраслевое хозяйство, перспективы дальнейшего развития способствовали закреплению кадров, вселяли в души людей оптимизм и уверенность…». В книге рассказывается, как 26 декабря 1970 года на ХХI партийной конференции в Амангельдинском районе Акбасов с удовольствием докладывал «о положительных сдвигах в производстве и в социальной сфере совхоза». Тогда он еще не знал, что его работа в «Степняке» подходит к концу. Айзада Аханова говорит, что точно знает от старших, что расставание с совхозом для Акбасова было мучительным. Он многим был обязан Тургаю. И в декабре 1961 года именно здесь он обзавелся семьей – его избранница Акмаржан после окончания Алматинского финансового техникума приехала работать в Амангельдинский банк. Брак стал счастливым, от него родилось шестеро детей, пошли внуки и правнуки. Но Акмаржан трагически погибла.

В Бестау

На одно из полевых оперативных совещаний прибыл Бородин. Под занавес сказал: «Акбасова мы у вас забираем». В личном разговоре с Жагипаром Амиргалиевичем он «нарисовал мрачную картину полного упадка» совхоза «Бестауский» в Камышнинском районе, куда и перебрасывали нашего героя. Багытур Дандыбаев, возглавлявший Камыстинский район в значительно более поздний период, историю Бестау тем не менее хорошо знает:

– Это был единственный случай во всем регионе, когда обком и облисполком принимали совместное постановление – «О мерах по организационно-хозяйственному укреплению совхоза «Бестауский» Камышнинского района». И то, что выбор ключевой фигуры пал на Акбасова, показывает, какие он имел авторитет и доверие. И он оправдал надежды, вошел в историю сельского хозяйства Костанайской области как выдающийся организатор и аграрий…

Постановление укрепили финансированием, подключили подрядчиков. «Я старался влезть в шкуру каждого, – вспоминал в своей книге Акбасов. – Но понимал, что директору нельзя быть мямлей. Опирался на широкий актив, не боялся карьеристов, клеветников, приспособленцев. Угодники и анонимщики, бездельники и пьяницы вскоре начали понимать, что дело у них со мной не выгорит…».

По большому счету

Каждая проблема идет от людей и каждое достижение – от них же. У Акбасова был природный талант лидера, он вел за собой людей, понимал их и поднимал. В конце книги он задается вопросом «Был ли я в жизни счастлив?». И отвечает: «…отбрасывая неизбежные горести, оценивая жизнь, по большому счету, уверенно скажу: да, я был счастлив. Мы трудились, мы боролись – и в этом наше счастье».

Автор благодарит Асхата Жагипаровича Акбасова за подаренную книгу «Судьба степняка».

Справка «КН»
Жагипар Амиргалиевич Акбасов родился 22 декабря 1937 года в Семиозерном районе. В 1963 году основал совхоз «Степняк» Амангельдинского района, в 1972-1982 годах был директором совхоза «Бестауский» Камышнинского района, в 1982-1992 годах – председателем Камышнинского райисполкома, в 1992-1996 годах – директором совхоза имени Дощанова Тарановского района, с 1996 года работал директором совхоза «Краснопартизанский» (АО «Аксу») Костанайского района. Его труд отмечен Орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими высокими наградами. Умер 15 октября 2015 года. Похоронен на мусульманском кладбище в Затобольске.
Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 
Просмотров: 4987
Нравится: +8
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ 2114, 2013 г., цвет белый металлик, хор. сост., цена договор. Тел. 8-705-569-75-91, в г. Костанае. 
* ГАЗ 53 (самосвал), 1984 г., отл. сост., газ-бензин, новая резина и новый АКБ, 3 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-705-988-95-09. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi 80: генератор, 15000 тг; ЗИЛ-130: кольца поршневые диаметр 100, 5000 тг, бензонасос, 4000 тг, нагнетатель масла для заправкки мостов, КПП. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая нов., 38000 тг; Жигули: тормозные колодки, 4000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч ИЖ 2717 Ода (фургон): борт задний нижний, цвет зеленый заводской, радиатор печки, каталог запчастей Ода "Разборка-сборка". Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуоси, гильзы, поршни, амортизаторы, кулиса КПП, лобовое стекло, крышка с маслонасосом, поддон, шатуны, крыло АЗЛК. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian" 155/80R13, 3 шт., хор. сост. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* ГАЗ-31029 (Волга), 1996 г.в, цвет белый, в рабочем состоянии, 450 тыс. тг. Тел. 8-777-792-29-99. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-3: стартер нов., 15000 тг, диски штампов. с резиной 2 шт., интеркулер, 10000 тг; коленвал: дизельный, 1,6 V, расточенный, 10000 тг. Тел. 8-707-372-45-50. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: радиаторы, балки, редуктор, блок, головки, коленвал, двери, капот, крылья, рессоры. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Daewoo Matiz: рулевая рейка, нов., 30 тыс. тг; тормозные колодки на ВАЗ. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиаторы, головки, колеса, печка, карданы. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* авторезину зимнюю шипованную 170/70R13 на дисках, на 4 отверствия, "Кама Ирбис", 3 шт. (2 нов., 1 б/у) отл. сост.; 2 железных диска на 13 на 4 отверствия. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран