Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Ноябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Кулибин из СвердловкиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Кулибин из Свердловки

Кулибин из Свердловки

В день открытия ЭКСПО корреспонденты «КН» в селе Свердловка встретили настоящего Кулибина.

Личный самолет

На всякий случай, вдруг кто не знает: Кулибин Иван Петрович – механик-изобретатель из мещан, прозванный нижегородским Архимедом. Его фамилия стала нарицательной, когда речь идет об инженерах из народа – без образования, но с золотыми руками и светлой головой.

С Андреем Задорожным я хотел встретиться еще в прошлом году. Но он тогда избежал общения с прессой. Сломал ногу. В этот раз мне повезло – Андрей был здоров, и хотя снова не горел желанием говорить, все же приехал на своем квадроцикле. Мы ждали его во дворе дома.

– Жаль, что сегодня погода дождливая, а то бы полетали на вашем мотодельтаплане.

– В прошлом году не летал из-за ноги, и в этом пока не расчехлял. Вот крылья, вот рама, австрийский авиационный двигатель. Мотор – единственный заводской элемент.

– Все остальное сами делали?

– Да.

– Даже приборную доску?

– Датчики с самолета Ан-2.

– Здорово.

– Это что – мой отец в 1979 году построил одноместный самолет, уменьшенную копию Ан-2. Фанерные крылья. Реечки, стрингеры, шпангоуты – все из дерева. Склеено все казеиновым клеем – помню, я в детстве мешал его по полчаса. Конструкция была обтянута материей и сверху покрыта эмалитом – авиационным клеем. В общем, самолет был готов, а вот двигателей не было. 22 лошадиные силы был мотор – как он его только не усовершенствовал. Постоянно чертил схемы, растачивал цилиндры, проводил испытания. Помнится, самолет вначале прыгал – подлетит, сядет, подлетит, сядет. В конце концов, наша промышленность стала выпускать мотоцикл ИЖ «Планета-Спорт». Вот этот двигатель отец прокачал и наконец взлетел.

– С ума сойти, свой личный самолет? А фотографии есть?

– Сейчас.

Пойдем пешком...

Андрей ушел в дом и вскоре вернулся с альбомом.

– Вот это авария небольшая на взлете (самолет уткнулся носом в землю). Вот отец на ВДНХ в Алма-Ате – первое место там взял с самолетом. Вот он совсем юный.

– Откуда же эта страсть?

– Он рассказывал. Когда ему было лет 12, в их селе мальчик катался на лыжах и проткнул палкой себе живот. За ним прилетел У-2. 1950 год – тогда и машин было не много, а здесь самолет. Отец тогда еще пожалел, что это не он себе живот про­ткнул...

– Ахаха.

– Ну вот так и началось. Сначала он делал аэросани, а потом приступил к самолету.

– А отучиться на летчика?

– Он хотел стать летчиком. Но в детстве переболел корью и получил осложнение на глаза. По зрению не прошел. Образование у него – инженер-электрик. Окончил техникум в Карабалыке.

– Но все же он достиг своей мечты.

– Мы как говорим: денег нет, значит, пойдем пешком.

Умные глаза Андрея Задорожного блеснули из-за очков.

Андрей был в рабочем комбинезоне, в кепке – он приехал из МТМ, где работает токарем. Он бы и не приехал, если бы его не попросил директор ТОО «Жанабек» Нурлан Исенов. Так что спасибо ему. Я впервые видел Кулибина так близко.

Вернее, даже целую династию. Отец Владимир Иванович Задорожный жив, но прикован к постели. Время не щадит никого – даже Кулибиных. Андрей уезжал в Минск, где работал на военном заводе, но вернулся из-за родителей – сами они переезжать отказались.

– Пять поколений Задорожных лежит на кладбище Свердловки. Здесь мои корни, и я никуда не поеду, – сказал Владимир Иванович как отрезал. И сын принял решение отца.

– И часто он летал?

– Летом самолет стоял у нас во дворе. Если летная погода, отец выезжал на трассу, которая ведет до Зуевки, ну и поднимался в небо.

– Фантастика. Не могу представить себе – вышел, сел в самолет и полетел по своим делам. Наверное, о нем много писали?

– Из Москвы даже приезжала съемочная группа. Для программы «60 секунд» делали сюжет. Видите, на боку самолета стоит «ВИЗ». Это заглавные буквы имени отца.

– А где сейчас этот самолет?

– В 90-е он отдал его в Рудный, увлеченным ребятам. Даже не знаю, что с ним теперь...

Маленький снегоход

Мы стоим в гараже. Снаружи – непримечательная деревянная постройка. Дождь и ветер будто выели из стен все краски. Никогда не скажешь, что внутри был построен самолет, и еще...

– А это у вас?

– Это снегоход для сына.

– Это ведь бензопила в нем?

– Да, это двигатель от бензопилы «Партнер». Редуктор от электропилы. Колесо от картинга – только шипы поставил. Руль от снегоката. В общем, за два дня сделал. Заливаешь 300 граммов бензина – на час езды хватает. Причем очень быстрой – я даже уменьшил мощность.

– Сын ваш, наверное, тоже увлекается техникой?

– Не сказал бы. Он, конечно, катается, но поиграть в «Сони Плэйстешн» ему интереснее. Я бы до нуля стер этот снегоход, появись он у меня в детстве. Иногда сын может что-то нарисовать, предложил однажды сделать ему багги. Но это очень долго.

– Два дня, и такая штука. Можно ведь на поток поставить производство…

– Я люблю делать, а вот продавать не мой конек, – Андрей улыбнулся. – Мне вот за мой снегоход предлагали миллион, но я не продал.

Большой снегоход

Я посмотрел вбок и увидел большой снегоход. В сумбуре рабочего гаража я не сразу заметил этот транспорт. Из заводского в нем вариатор и гусеница. Все остальное сделано руками Андрея. Он сам рассчитывал его размеры, дизайн. Гнул профтрубу, клеил, клепал – только заклепок в нем 1200 штук. Коробку передач он взял из автомобиля «Москвич» – модернизировал ее. Руль от мотоцикла «ИЖ». На радиаторе стоят кулеры от системного блока компьютера. Даже сиденье Андрей сделал сам – обшивал поролон на машинке.

– И сколько на него ушло средств?

– Около 100000 тенге.

– А вам предлагали миллион...

– Начал делать в августе в свободное от работы время, а впервые выехал в марте. Все у него хорошо, но я еще не довел его до ума. Например, рессоры стоит сделать чуть жестче.

После этого я заметил, что и квадроцикл тоже во многом состоит из самодельных деталей, потом я видел трактор – первый опыт Андрея Кулибина. Наверное, еще что-то было, не было только времени – Андрей торопился на работу.

– Ценят вас хоть в МТМ?

– Думаю, да.

– Я вот думаю, что ЭКСПО – это здорово. Но люди, у которых ЭКСПО в голове, – это вообще космос. Только таких я давно не встречал.

– Беда сейчас с технически грамотными людьми. В Минске ребята отличные – я с ними быстро язык нашел, – Андрей как будто мечтательно улыбнулся. – А мне не с кем поговорить, обсудить. Рядом с отцом всегда крутились ребята, а у меня никого нет... Сейчас лишь бы деньги были – любое чудо купишь. Создавать самому стало не модно...

Фарид Дандыбаев flluggerr@mail.ru 54-23-10
Фото  автора 
Просмотров: 2522
Комментариев: 0
Нравится: +5
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* семья снимет квартиру или частный дом в п. Затобольске или п. Заречном. Срочно. Своевременную оплату и порядок гарантируем. Тел.: 8-747-601-92-88, 8-747-497-88-39, 8-701-109-87-44. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость