Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Фарух ЗАКИРОВ: «Моя трудовая книжка, даже когда был министром, оставалась в «Ялле»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Фарух ЗАКИРОВ: «Моя трудовая книжка, даже когда был министром, оставалась в «Ялле»

Фарух ЗАКИРОВ: «Моя трудовая книжка, даже когда был министром, оставалась в «Ялле»

Этот легендарный вокально-инструменталь­ный ансамбль знают и любят во многих странах мира. На музыке группы выросло не одно поколение. Ее выступление стало одним из главных подарков в день рождения Костаная. Сегодня лидер «Яллы» Фарух Закиров – наш собеседник.

- Фарух Каримович, спрашивать – а впервые ли «Ялла» в наших краях? – пожалуй, глупо. За 40 лет, что существует группа, вы, наверное, раз двести Казахстан посетили.

- Го-о-ораздо больше. Нам ведь уже 45 скоро! В советское время эти края были для нас как родные – постоянные гастроли. Замечу, что за последние два десятилетия Казахстан изменился в самую позитивную сторону. И вам, мне кажется, могут завидовать многие страны бывшего Союза. Сейчас я в месяц по три-четыре раза бываю в Астане. И ваша столица меня поражает своим архитектурным размахом. А в Кокшетау, Костанай, Петропавловск я приезжал ещё и до «Яллы». Представляете, какой долгожитель?! (улыбается).

- Кстати, в чём, на ваш взгляд, секрет творческого долголетия? Есть какие-то ингредиенты эликсира востребованности на сцене?

- Вот пора бы мне уже придумать что-нибудь эдакое, чтобы те, кто читали это интервью, сказали бы: ух ты ж! Ведь как ни открою газету или включу телевизор, мои коллеги по цеху такое говорят… А я, сколько бы раз ни задумывался об этом, начинаю в итоге мучиться: а и правда, в чём же секрет?

«Ялла» - это уникальный организм. Нам даже в Книгу рекордов Гиннеса предлагали записаться. Потому что как штатная единица в сфере официальной культуры, а мы просуществовали именно так, причем не меняя состав, ни одна музыкальная группа столько лет не прожила. Извините за сравнение, «Битлз» - всего десять лет . Те же «Песняры» раньше нас появились, расходились, вновь собирались, меняли состав, название – «Белорусские песняры», «Песняры Мулявина». А моя трудовая книжка, даже когда я был чиновником, министром, оставалась в «Ялле». И вот дожили - в следующем году нам 45…

- Быть может, ваш секрет как раз в уникальности? Вас ведь называли законодателями фолк-рока, узбекской «АББА».

- Сейчас бы я подкорректировал: фолк-поп. Для того времени любой творческий прорыв, нестандарт называли роком. Ударил ты жестко по гитарным струнам – уже рок. А мы ещё и на электрогитарах первыми стали играть. Конкретной задачи – стилизовать своё творчество, играть хард-рок или поп – у нас не было. Мы старались использовать все современные музыкальные средства выражения. Потому нас и записывали в рокеры. Сейчас я понимаю, что у нас был и свинг. Это особое выразительное средство в джазе, особый тип ритмической пульсации. То есть мы никогда не стояли на месте, постоянно искали что-то новенькое. Может, в этом и есть секрет.

- В молодости вы и джазом увлекались …

- (перебивая с улыбкой и вдруг появившимся восточным акцентом) Откуда знаете?!

- Работа такая! Так вот, вы говорили и то, что на ваше творчество повлиял «Битлз». Многие рожденные в СССР артисты признавались, что их вдохновлял ветер свободы и перемен, творчество западных музыкантов, но, мол, они были вынуждены соответствовать советским лекалам. Вы как умудрялись обходить углы Госконцерта?

- Информация какая в то время была? Мизерная. Какие-то нелицензионные записи переписывались тайком, так же и прослушивались. Общепринятые музыкальные каноны, правила поведения на сцене и даже за кулисами, рамки жанров – всё это было. И за прослушивание джаза действительно могли и посадить. А тут появляется что-то новое: «Битлз» - всего четыре человека, а звучит целая симфония. Конечно, хотелось понять это явление в музыке и что-то перенять. У нас ведь, если выходит артист на сцену, то аккомпанирует либо ансамбль, либо, если артист покрупнее, целый оркестр. Здесь же новые перспективы: всего четверо - и такая популярность. Это был прорыв музыкально-электронных инструментов. И мы, подхватив эту волну, попали в точку.

Думаю, что это было не случайно. «Ялла» появилась по велению времени. Это прогресс, который рождает как новинки в музыке, так и новые социально-общественные отношения. Нам повезло: обходить углы Госконцерта или натыкаться на запреты нашей группе не пришлось. Где-то спасал узбекский колорит в исполнении, а где-то позитивный настрой в творчестве. Я, например, вырос в артистической семье. Меня воспитывали на мировой классической музыке. Папа работал в оперном театре, и каждое воскресенье мы всей семьей ходили в театр.

У нас, видимо, были какие-то служебные места, и как-то раз мы были в опере, а мне не был виден оркестр, только освещенный пульт. К нему вышел дирижер, только потом я узнал, что это был великий Мухтар Ашрафи. Он поднял руку, взмахнул палочкой дирижерской, которая светилась в прожекторе, как волшебная, и зазвучала фантастическая музыка. Для меня, шестилетнего, это казалось каким-то колдовством. Захотелось так же. Дома подошел к маминому трюмо, поворачиваю настольную лампу на себя, взмахиваю веточкой, подобранной на улице, и… появляется мелодия. Запомнил на всю жизнь эту картинку, думал, что и я волшебник, раз и по моему взмаху звучит музыка. Оказалось, родители тихонько ставили пластинку в проигрыватель. Думаю, что вера в волшебную силу искусства нас спасала не раз. Например, узнавали, что нам что-то собирались запретить, но мы успевали спеть раньше на публику – и песня уходила в народ. Так что любые запреты становились мыльным пузырем.

- А с распадом Союза не было желания спеть и сыграть всё то, что не позволялось? Окунуться в тот же джаз.

- Свобода – это мираж, который мы сами себе придумываем. Поменять музыкальное направление нам не захотелось и в тот момент. Мы и так пробовали всё новое. Хотя к тому времени у «Яллы» были свои устоявшиеся творческие каноны. Труднее переломить созданный образ. Да и зачем? Он нам пришелся, как говорится, по размеру. Конечно, то, что творилось на начальном этапе после распада Союза в музыке новой России, было безобразием. Его оправдывали и прикрывали словами «модно», «современно», хотя это было не так. Это было безвкусно, несуразно, а то и просто пошло. За таким «творчеством» скрывалась обыкновенная глупость и бездарность.

- Не захотелось ли вам устроить культурную революцию, когда стали министром культуры и узнали всю эту кухню изнутри?

- Спасибо за вопрос. Очень сложно было в это время. Я не административный работник, не чиновник. Правда, президент Узбекистана, уговаривая меня сесть в министерское кресло, сразу отметил: как гастролировал, так и гастролируй, пой, когда захочется. Меня это и подкупило. И действительно, я всё изнутри в этой сфере знал: начиная от запаха кулис и заканчивая тем, какими должны быть гримерные для артистов. Но чиновничья жизнь – это… не могу откровенно об этом сказать. В общем, пришла бумажка – перекладываем её со стола на стол.

Но кое-что я всё-таки успел сделать. Например, чиновники в сфере культуры никак не могли понять, как может такой музыкальный инструмент, как орган, стоить четыре миллиона. Я сразу же пресек всю волокиту: мол, считайте, что нам о-о-чень повезло – это просто за копейки! И орган купили.

Пробить «нестандартные», по мнению чиновников, решения мне как министру помогало и моё узнаваемое лицо. Ну, раз он широко известен, значит, просто так говорить не будет – и вопрос решался. Помню радость музыкантов государственного симфонического оркестра, когда мне удалось выбить деньги и купить им всем новые инструменты. Этот факт внесли в учебники истории как культурную победу над бюрократизмом. Но я считаю, что это мелочь. Сам чиновничий механизм, система – они такие железобетонные, неповоротливые… Увы, нужны десятилетия, чтобы как-то изменить подходы. Так что у меня революции не получилось. А вот на сцене победы были.

- Вы имеете в виду «Учкудук»? Поговаривали, что она вначале попала в список запрещенных песен…

- Дело было в 1980 году. Когда мы в самую жару приехали в маленький городок, находящийся в пустыне Кызылкум, с нами был автор многих известных шлягеров Юрий Энтин. Оказалось, что Учкудук настолько его вдохновил, что у поэта родились стихи для песни. Нас ничто особо не удивляло, а он своим свежим поэтическим взглядом разглядел красоту пустыни. Юрий Сергеевич показал стихи и сказал: «Надо сочинить музыку». Я попытался воспротивиться, мол, устал с дороги, хочу отдохнуть, но Энтин был непреклонен. Из уважения к нему я взял гитару, мое состояние совпадало с сонным спокойствием пустыни. Я протяжно запел: «Учкуду-у-к, три колодца-а-а». Он послушал и говорит: «Ни одной ноты не меняй!» В итоге за 40 минут родилась песня, ставшая нашей визитной карточкой.

- А вот о нашем Костанае вы могли бы так же быстро написать?

- Это эмоциональные, творческие взрывы, это эпизоды. Они периодически и рождают то, что потом признают лучшим.

А что касается запрета на «Учкудук», так это больше мифы. Правда, в Учкудуке добывали урановую руду, и об этом в то время не особо распространялись – стратегический засекреченный объект. Однако песню поначалу разрешили петь. И тут на нашу репетицию случайно зашел второй секретарь ЦК партии и был удивлен, что песню посвятили такому маленькому городу. Он всего лишь воскликнул: «Песня об Учкудуке?!» - и всё. Но культработникам и этого хватило, они тут же занесли песню в список «неразрешенных». На наше счастье в Ташкент в это время приехала команда телевизионщиков из Москвы снимать очередную передачу «Песня года». И они взяли на себя всю «ответственность». Через год «Учкудук» стал «Песней года». Хотя я лично так и не понял его феномена.

Напоследок всё-таки расскажу о маленьком чуде. Недавно получил письмо. Человек очень долгое время серьезно болел, надежды на выздоровление не было. Но ему попал в руки диск с нашими песнями, которые он слушал каждый день и… выздоровел. Пользуясь случаем, всем желаю здоровья, никогда не теряйте надежды на лучшее.

Николай СТАДНИЧЕНКО 23nik74@mail.ru 54-08-36
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 7338
Комментариев: 1
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Гулчехра
22.10.2017 в 01:17:03
ВИА Ялла и Фаррух Закиров мой лбимый и некогда не забываемые. Спасибо за статьи
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* 3-комн.кв., напротив 8 мкрн, 1 эт., ул. план., ремонт, комнаты раздельные, рядом школа, детсад, аптека, остановка, на 2-комн.кв. с доплатой. Тел. 8-705-313-90-92. 
* 3-комн.кв., ул. Киевская, 48, 2/2, 76 кв.м, неуглов., тепл., счетч., ремонт, 5 сот., на 1-комн.кв. или малосемейку с доплатой, желательно в районах КСК, ДК "Строитель". Тел.: 74-35-94, 8-702-701-58-67. 
* 3-комн.кв., п. Жамбыл, благоустр., газ, вода, на 1-комн.кв., ул. план., в г. Костанае, варианты. Тел. 8-747-920-49-31. 
* дом, р-н "Г", 5 комн., газ. отопл., септик, гараж, погреб, на 1-комн.кв., 1-2 этаж. Тел.: 28-68-51, 8-777-527-79-96, 8-705-215-25-21. 
* земельный участок напротив НИШ, 8 сот., + доплата на 2-комн.кв. Тел. 8-701-540-75-04. 
* две 1-комн.кв., ул. план., на 2-комн.кв., с изолир. комнатами. Тел.: 57-76-53, 8-777-337-52-20. 
* 2-комн.кв., 9 мкрн, 1 эт., 45,7 кв.м и малосемейку (Аэропорт), 5 эт., 35 кв.м, кухня 12 кв.м, на 3-комн.кв., ул. план., в 7, 8, 9 мкрн. Тел. +7-778-309-67-22. 
* 2-комн.кв., КСК, 1/5, 45 кв.м, тепл., неуглов., счетч., решетки, лоджия 15 кв.м, на 3-комн.кв. Тел. 8-705-746-34-23. 
* 3-комн.кв., центр, 4/5, 58,2 кв.м,  на 2-комн.кв. + доплата или на 1-комн.кв. + доплата. Тел. 8-777-676-51-48. 
* 3-комн.кв., п. Затобольск, центр, 1/2, 56 кв.м, на 2-комн.кв. + доплата. Тел. 8-747-121-10-79. 
* дом, центр, 80 кв.м, газ, вода, гараж, септик, 6 сот., постройки, на два отдельных жилья. Тел. 50-18-02. 
* дом, благоустр., 70 кв.м, на 1+1+1-комн.кв. Тел.: 54-42-00 (до 17.00), 8-705-129-40-51. 
* 1/2 дома, п. Садчиковка, 4 комн., газ. отопл., лет. кухня, гараж, хоз. постр., на 1-комн.кв. или малосемейку. Тел.: 55-76-43, 8-705-449-88-17, 8-777-027-42-61. 
* купоны "Твой дом" на "Твой шанс", 1:1, или продам. Тел. 8-705-576-74-69. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость