Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 24Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Ербол НУРХОЖАЕВ: «Это бизнес-война»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Ербол НУРХОЖАЕВ: «Это бизнес-война»

Ербол НУРХОЖАЕВ: «Это бизнес-война»

Костанайская область имеет прямое отношение к одному из мощных мировых противостояний. Речь идет о кампании, направленной против асбеста, минерала, который добывают лишь в одной точке нашей страны – окрестностях Житикары. На эту тему мы поговорили с Ерболом НУРХОЖАЕВЫМ (на снимке), председателем Правления АО «Костанайские минералы» – предприятия, что ведет добычу хризотил-асбеста.

– Ербол Сапарбаевич, что представляет из себя асбест и в чем его ценность?

– Этот минерал недаром называют «горный лен». Потому что имеет волокнистую структуру. Известен он очень давно, его использовали еще в Древней Греции. А к началу XX века асбест применялся практически везде: в военной и гражданской промышленности, в строительстве, в автопромышленности, в космической отрасли. Потому что он износостойкий и негорючий. И пожалуй, единственный материал в мире, которому до сих пор не найдено достойной замены.

– Однако разразилась война. Почему?

– Прежде чем ответить на данный вопрос, важно сказать о том, что асбест – это коммерческое название минерала. Между тем он бывает двух разновидностей: хризотил и амфибол. Несмотря на родство, их минералогическая структура – это небо и земля. А именно структура предопределяет свойства асбеста. В том числе влияние на человеческий организм. Так вот в свое время стало известно, что опасность для человека представляет амфибол. Точнее, его волокна, которые, попадая в легкие, практически не выводятся и становятся причиной развития серьезных болезней. А вот хризотиловые волокна совсем другие. Они эластичные, легко растворяются, выводятся из организма максимум через две недели. Использование амфиболового асбеста запрещено Конвенцией № 162 Международной организации труда. Этот же документ закрепляет легальность использования хризотил-асбеста.

– И ваше предприятие добывает исключительно хризотил?

– Верно. Амфибол ни у нас, ни в других странах СНГ и Восточной Европы никогда не добывался, не использовался. Потому что нет его месторождений. Есть только хризотил. Другое дело – США, Западная Европа. Там, наоборот, были месторождения вредного амфибол-асбеста. И материалы из него делали рыхлые, они легко разрушались. В итоге случилась эпидемия так называемых асбестообусловленных заболеваний.

– Но те, кто проводит асбестовые кампании, не делят минерал на вредный амфибол и безвредный хризотил. Говоря просто – асбест. То есть оба под одну гребенку. Потому что имеется иное мнение? Иначе на чем тогда построены доводы о вреде асбеста вообще, не только для тех, кто его добывает, но и использует хризотилсодержащие изделия?

– Эти сенсации не имеют ни научного, ни практического подтверждения. Я повторюсь: хризотил-асбест добывается, используется очень давно. Из него производят более чем 3000 наименований материалов и изделий. И если бы он был вредным, то этот факт уже стал бы очевидным. Ведь, например, больше половины домов, в которых живут казахстанцы, покрыты асбестоцементным шифером.

Зато искусственные волокна-заменители хризотила явно уступают ему в плане безопасности. Ведь керамическое волокно имеет период полураспада 60 дней, арамидное – до 90 дней, а целлюлозное волокно вообще свыше 1000 дней. По данным немецкой прессы, в Германии за последние 5 лет в два раза возросло число заболеваний среди строителей, работающих со стройматериалами химического происхождения. В Швеции имеет место синдром «аллергенных домов», обусловленный выделениями в среду обитания человека фенолов, формальдегидов, изоцианатов, вплоть до диоксина из широко применяемых пластиков и других аналогичных материалов.

– Вот-вот, рассудить, кто прав, отлично могут результаты медицинских обследований.

– Верно. И мы пристально следим за здоровьем своих работников. Они ежегодно проходят глубокие медосмотры. Для чего мы приглашаем специалистов РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК». И вопреки скандальным заявлениям западных активистов, негативного воздействия минерала хризотила на организм не наблюдается. Конечно, при разумном его использовании. Ведь даже мукомол, работающий без надлежащей вентиляции, и тот рискует заболеть. Однако мы ведь не отказываемся от хлеба.

На нашем предприятии постоянно ведется работа по мониторингу вредных факторов рабочей среды и их устранению. Наша санитарная лаборатория держит на строгом контроле содержание пыли и вредных веществ в воздухе всех подразделений. Выполняется большой ряд мероприятий по предотвращению попадания хризотиловой пыли в воздух.

Кстати, в январе прошлого года на портале oem.bmj.com было опубликовано исследование «Отношение профессиональной деятельности и воздействия хризотил-асбеста к риску развития мезотелиомы и рака легких». Его проводили ряд крупных экспертов. Так вот это исследование опровергает теорию, на которой была построена масштабная кампания по дискредитации и запрету хризотил-асбеста: связи между хризотилом и заболеваниями легких не нашли ни у одного из пострадавших. Что еще важно, в числе авторов доклада присутствуют специалисты, ранее публиковавшие статьи, направленные против минерала.

– И зачем же в таком случае противники асбеста упрямятся? Не отделяют зерна (хризотил) от плевел (амфибол)?

– Когда стало очевидно, что амфибол вреден, то для решения проблемы промышленность США, Западной Европы была переориентирована на создание искусственных заменителей асбеста. Да так с этим делом развернулись, что возникла мощнейшая индустрия, нуждающаяся в постоянном расширении рынков сбыта. А тут на пути конкуренты, которые имеют другой неопасный вид минерала. Вот участники антиасбестовой кампании, провоцируя фобию и истерию, и объединили оба вида минерала в одно целое.

– То есть все ради того, чтобы устранить конкурентов?

– По моему мнению, сейчас уже да. Это бизнес-война. Ведь уже очевидно, что хризотил безопасен. Сегодня в мире производится порядка 2 млн тонн хризотила, половина – в Казахстане и в России. Если устранить нас с рынка, представляете, какие денежные потоки потекут в конкурирующие концерны, производящие заменители?

Как говорил известный итальянский промышленник Эмилио Коста: «Людская глупость в сочетании с огромными коммерческими интересами может погубить использование одного из самых ценных природных волокон, которым когда-либо располагало человечество».

В антиасбестовой кампании задействованы огромные финансовые средства транснациональных концернов. За год на разных уровнях предпринимается 10-20 попыток ввести тотальный запрет на асбест. Ведь есть ради чего. За кулисами этой бизнес-войны бывают даже факты мошенничества. Запрет амфиболового асбеста дал возможность взыскивать компенсации с компаний. Такие иски стали выгодным бизнесом, в том числе в США. Возникло даже немало скандальных дел, в которых, например, использовался один и тот же рентгеновский снимок,

– Понятно, почему в антиасбестовой кампании участвует Западная Европа. Но ведь и другие страны присоединяются. Зачем?

– Запреты на хризотил- асбест вводят страны Восточной Европы. К сожалению, в остальных странах политики принимают решения о запрете асбеста без широкого обсуждения, нередко не считаясь с мнением медицинской науки. А вот интересный факт – в США, к примеру, использование хризотил-асбеста разрешено, и сегодня минерал является ценным сырьем для производства тормозных систем транспортных средств, битумного кровельного покрытия и уплотнителей. В США существует только одно ограничение – на типы продукции, которая может производиться из хризотила. Производители продукции могут свободно торговать любыми асбестосодержащими товарами, которые появились на рынке в 1989 г.; перед продажей какой-либо новой асбестосодержащей продукции, произведенной не в 1989 г., должна быть получена санкция Агентства по охране окружающей среды.

– Кто главные потребители нашего хризотил-асбеста?

– Индия, Китай, Тайланд, Индонезия, Вьетнам. В эти страны мы экспортируем до 95% нашей продукции. И хотелось бы отметить, что в плане политики производственной безопасности что Индия, что Китай, а тем более Тайланд – это уже давно не те страны, которыми были несколько десятилетий назад. Сегодня там уже серьезно заботятся об экологии, об условиях труда своих граждан. Поэтому их выбор в пользу хризотила – выбор с учетом в первую очередь не только экономических интересов.

– Как вы оцениваете перспективы использования асбеста, учитывая, что война нешуточная?

– Безусловно, перспективы у хризотил-асбеста огромные, несмотря на то, что заинтересованные неправительственные организации пытаются расшатывать ситуацию в странах СНГ за деньги наших оппонентов. Сегодня они скоординированно выступают против нас на европейские гранты в России, Украине, Кыргызстане и даже в нашей стране.

С пропагандой против асбеста успешно борется Россия. У соседей жесткую позицию в отношении своего природного богатства заняло правительство и хризотил-асбест защищают на самом высоком уровне. У нас пока нет четкой государственной стратегии помощи отечественному производителю, но мы уверены, что это вопрос времени и все поправимо. Уже существует Хризотиловая ассоциация, в которую входят производители и потребители асбеста в странах СНГ, в том числе и Казахстан. К тому же по поручению Министерства здравоохранения РК Казахский научно-исследовательский институт гигиены труда провел огромную исследовательскую работу, доказав, что хризотил-асбест на организм человека не влияет.

В конце концов, большая часть стран не поддается антиасбестовой истерии. Отделяет, как вы говорите, зерна от плевел. А репутация асбеста как доступного и высокоэффективного компонента не то что непоколебима – растет, ведь из него производят все новые и новые изделия с отличными потребительскими свойствами: например, цветной шифер, римскую черепицу, стеновые панели и вентилируемые фасады. Одной из последних новинок отечественного производства в дорожном строительстве стала стабилизирующая добавка для асфальта «EcoTop». Применение хризотилсодержащих материалов позволяет также развивать технологии экономного строительства малоэтажных домов, долговечных и энергоэффективных.

Исследования, проведенные Хризотиловой ассоциацией СНГ, показали, что даже небольшое увеличение доли – до 10% от общего объема – хризотилсодержащих материалов в ЖКХ приведет к ежегодной многомиллиардной экономии бюджетных средств. А нас, соответственно, обеспечит постоянными заказами. То есть завтра моногород, к которым относится Житикара, может значительно вырасти.

Инна Штыкельмайер inna_111@mail.ru  39-27-60
Просмотров: 4986
Комментариев: 0
Нравится: +15
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ГАЗ-21 (Волга), 1962 г., на ходу, один хозяин, форма и состояние не изменились, цена договор., без посредников, срочно. Тел. 8 (714-34) 95-3-79. 
* МАЗ седельный, тягач, 1993 г. + два п/прицепа (бортовой и контейнеровоз), 1992 г. Тел. 8-777-251-47-20. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* мотоцикл "Урал", хор. сост., 100 тыс. тг. Тел. 8-775-209-89-50. 
* Volkswagen Б-3 (универсал), 1992 г., цвет красный, объем двигателя 2 л, центр. замок, техосмотр 2018 г., 550 тыс. тг, торг. Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* Volkswagen Golf 3, 1995 г., моно, V 1,6. Тел.: 55-81-92, 8-705-960-45-29. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* редуктор заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66, ПАЗ (автобус); газ.баллоны 180 л на ГАЗ-53; мосты передние и задние, 37 зубов; головку блока на УАЗ. Тел. +7-771-429-97-15 (с 12.00 до 18.00).
* з/ч ГАЗель: обрешетка радиатора никель, б/у, 5000 тг; Audi: бампер задний, 4000 тг, гильзы диаметром 92, 2000 тг/шт. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ЗИЛ-130: коробка передач, водяной насос, компрессор, тормозные барабаны со ступицами на задний мост; Т-40: двигатель; МТЗ-80: топливный насос; тельфер на 250 кг. Тел.: 8 (714-43) 9-66-77, 8-777-650-41-19. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич: редуктор, лобовое стекло, головка блока, гильзы, поршни, кардан, дверь фургона 2715. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло, подушки двигателя; К-700: редуктор ВОМ; ВАЗ-21083: блок с коленвалом. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость