Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Шакшак Жанибек и его времяКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Шакшак Жанибек и его время

Шакшак Жанибек и его время

В Костанае полным ходом идут работы по установке памятника первому казахскому тархану. На вопросы «КН» об исторической личности Шакшака Жанибека ответил доктор исторических наук, ректор Костанайского государственного педагогического института Еркин АБИЛЬ.

Партнёр

– Еркин Аманжолович, ведь Шакшак Жанибек – одна из тех личностей, которая идеологически никогда не закрывалась. Никогда не была под запретом ни в советский период, ни сейчас. С другой стороны, документальных источников, раз речь идет о XVIII веке, надо полагать, не так много.

– Для Казахстана дефицит письменных источников существует по многим периодам. Но как раз по Шакшаку Жанибеку архивных документов достаточно много. Это связано с тем, что он кочевал в приграничном с Россией регионе и контакты у него с российской администрацией были достаточно плотными. Действительно, историческая наука у нас была заидеологизирована, и некоторые темы не очень приветствовались. Особенно по тем историческим личностям, кто в свое время активно выступал против России. Если их и изучали, то как негативный пример. А время жизни Шакшака Жанибека приходится на достаточно активные торговые и дипломатические контакты с соседним государством. И тогда между российской администрацией и казахской знатью конфликтов было не очень много.

У казахов были другие внешнеполитические приоритеты. Не была завершена борьба с джунгарами, продолжался конфликт с Иранским государством, которое претендовало на сырдарьинские, амударьинские земли, на Хивинское ханство, где у казахских султанов были большие интересы. Периодически казахские султаны занимали хивинский трон. Поэтому и политика была более ориентирована на юг, на восток. А Россия нужна была как торговый, дипломатический партнер. Конфликты с ней начинаются уже во второй половине XVIII века, когда идет изъятие земель вдоль пограничной линии для строительства крепостей на так называемой новой линии, от Троицка до Орска, участие казахов в войне Емельяна Пугачева.

А Шакшак Жанибек – это более ранний период. Ему исторически повезло больше, чем, например, тому же уроженцу Сарыкольского района Маралу Ишану (его именем названа мечеть в Костанае. – Прим. авт.), который долгое время действительно находился под запретом. И по нему мало документов, все они связаны с его противостоянием с Россией и проповедями по созданию мусульманского государства. Марал Ишан претендовал на то, чтобы к этому мусульманскому государству присоединить еще и подданных Российской империи – башкир, татар. И, конечно, это пограничной администрации не нравилось. И его, и его сторонников выдавили с территории, и Марал Ишан ушел на Сырдарью, на тот момент во владения Кокандского ханства. Он был проповедником, немного идеалистом и политические реалии слабо понимал. А местные правители были больше реалистами. Они поддерживали его проповеди, но каких-то активных действий, скажем, военных, организационных, конечно, не предпринимали.

Ожидается, что памятник Шакшаку Жанибеку будет одним из самых заметных в Костанае.

Власть

– Жанибек батыр был, напротив, сторонником России?

– Считается, что Шакшак Жанибек был сторонником присоединения к России, чуть ли не инициатором. Так писали в советское время. Это, конечно, большое преувеличение. Ни один из правителей Казахского ханства того периода по-настоящему сторонником присоединения к Российской империи не был, включая хана Абулхаира и его сыновей. Конечно, они хотели быть самовластными правителями. Но логика исторического процесса была в том, что в XVII веке Казахское ханство и Московское государство, по крайней мере в Сибири могли конкурировать. На границах было много конфликтных ситуаций, казахи и каракалпаки могли совершать набеги до Тюмени, потому что серьезных сил у России, чтобы противостоять этим действиям, не было. Причем по источникам видно, что эта война была вызвана и политическими причинами.

Часть территорий северо-восточных башкир когда-то входила в состав Сибирского ханства. И хотя его уже больше ста лет не существовало, каракалпакские султаны считали себя законными правителями Сибири и с позволения казахских ханов оспаривали у Москвы эти земли. В начале XVIII века ханская, центральная власть, после длительной войны с джунгарами, объективно ослабла. Да и внутренние причины были – сказались конфликты между потомками Чингизхана и неродовитой знатью, теми же батырами, биями. А Россия, наоборот, усилилась. Давали о себе знать петровские реформы. Здравомыслящие политики, в первую очередь Шакшак Жанибек и ряд других, пришли к совершенно здравому выводу, что в военном отношении конкурировать с Россией, как это было 50 лет назад, уже невозможно. Поэтому стали прикладывать усилия, чтобы все вопросы решать мирным путем, желательно дипломатическим, и налаживать торговлю.

В связи опять же с длительными казахско-джунгарскими войнами, южные города, которые переходили из рук в руки, пришли в XVIII веке в упадок. Поэтому казахские правители, особенно Западного и Северного Казахстана, начали искать других торговых партнеров, кроме Хивы и Бухары. Самым перспективным оказалась Россия. Тот же тархан Жанибек писал российской администрации письма: давайте откроем торговые центры, прекратим набеги. Вы своих подданных башкир уймите, а мы со своей стороны обязуемся... Конечно, время от времени конфликты возникали. Были у них объективные причины – земельно-водные споры, например. Но были и абсолютно субъективные, в частности, деятельность некоторых оренбургских генерал-губернаторов, которые, не имея собственных сил гасить выступления местного населения, натравливали башкир на калмыков, калмыков – на казахов. Все, что награбите, говорили, вам и останется. Потом все эти конфликтные ситуации очень долго разгребали потомки.

Влияние

– И все-таки, какой в историческом разрезе видится личность Шакшака Жанибека?

– Мы привыкли в истории говорить о правителях формальных. Есть несколько оценок российской администрацией тархана Жанибека. Все отмечают, что его влияние намного выше, чем у любого казахского хана. Хотя фактически никакого звания Шакшак не носил. Просто крупный родоправитель с выдающимися личными качествами. Соответственно, в таких случаях его аул становился центром притяжения всех кочевых общин. Кочевал и род Шакшака Жанибека. Причем территория могла меняться. Когда усиливается твой авторитет, можно при разделе (а перераспределение зимовок, путей кочевания, чтобы избежать силовых конфликтов, происходило ежегодно. – Прим. авт.) получить наиболее выгодные. По сути дела, Шакшак Жанибек был правителем огромного региона, включающего современную Костанайскую, часть Актюбинской и Кызылординской областей. То, что мы считаем владениями хана Абулхаира и его сыновей, было территорией влияния тархана Жанибека. И то, как сложились отношения между казахами и Россией в 30-40 годы XVIII века, это результат его политики.

– И звание первого казахского тархана ему присудила российская императрица...

– Тархан – звание тюркское. Это древний титул, означающий признание заслуг перед государством и освобождающий от всех видов налогов. По поводу получения Шакшаком Жанибеком этого звания очень много источников, и не всем им можно доверять. Но его мотивы при этом не совсем понятны. Россия утверждает его тарханом, хотя в этом государстве такого звания не существует. Но тарханами были многие башкирские родовые правители, подданные России. Может быть, Шакшак Жанибек хотел уравнять себя с ними. Получил патент, бумажку от императрицы. Хотя при этом никогда никаких податей и до этого не платил.

– А как Абулхаир хан относился к такому безграничному авторитету тархана Жанибека?

– Мы не знаем о каких-либо конфликтах между ними. Судя по всему, они проводили согласованную политику. Вообще, выдвижение Абулхаира, который происходил из бокового рода ханов, и произошло благодаря Шакшаку Жанибеку, который рассмотрел в нем искру таланта правителя. В конце своей жизни Абулхаир был уже очень авторитетным правителем. При всей неоднозначности его политики, особенно это касается отношений с Россией, Абулхаир стал национальным лидером. И, как я понимаю, опять же благодаря во многом именно тархану Жанибеку. Получив письмо от Абулхаира с просьбой взять Казахское ханство под покровительство, в степь выехали представители российской администрации, чтобы подписать документы. Но выяснилось, что единства в этом вопросе при дворе Абулхаира не было. Были споры и раскол. Часть султанов и батыров даже откочевала. А среди батыров, которые активно поддержали хана, первым был Шакшак Жанибек.

Правитель

– Есть какие-то описания его внешних данных?

– Только словесные и косвенные в российских источниках. Выдающимися кондициями он не отличался. О его тяжелом характере нигде не написано. Поэтому это был, скорее всего, достаточно взвешенный, дипломатичный правитель. Несмотря на то что он батыр, мы практически не встречаем данных о его личных подвигах. Это говорит о том, что он был полководцем, стратегом, тактиком военного дела. Причем талантливым, удачливым. Как правило, в тех битвах с джунгарами, где он участвовал, одерживались победы. Несмотря на то что тархан Жанибек носил звание батыра, у нас очень много данных о нем, как о талантливом администраторе. Те регионы, которыми он руководил, были более зажиточными. Хорошо шла торговля, даже несмотря на то, что время его правления приходится на активные казахско-джунгарские войны. Здесь идет большая концентрация населения, рода начинают богатеть. Здесь безопасно, можно торговать. Хотя эта его деятельность в письменных источниках мало отражается, экономика всегда менее интересна для описаний. Но мы видим, что идут большие перекочевки населения из того же Туркестана именно в этот регион. И родовой состав казахов на территории современной Костанайской области в первой половине XVIII века складывался именно при жизни тархана Жанибека. В конце XVIII-начале XIX века в Торгае уже развивается землепашество. Это уже не при нем, но при его сыновьях, которые продолжали проводить политику отца.

– Спасибо.

Татьяна Башкатова tab52@rambler.ru 54-05-80
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 3726
Комментариев: 2
Нравится: +5
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Абдульманов Ерлан
31.08.2017 в 19:11:39
Интересно было почитать статью
Адильбек
30.01.2019 в 20:24:11
Здравствуйте, я потомок Шакшак Жанибека из рода Даутбай. Хотел бы больше узнать о своих предках.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-21214 (Нива), 2014 г., цвет белый, с небольшим пробегом, эксплуатировалась только по городу, без ДТП, стоит в гараже, вложений не требует, инжекторная, 2 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-231-02-26. 
* ВАЗ-2107, 2000 г., цвет белый, ГБО, сигнализ., хор. сост., 650 тыс. тг. Тел.: 55-32-24, 8-705-215-18-49. 
* Kia Sportage, 2014 г., полный электропакет, в отличном состоянии, один хозяин. Тел. 8-777-259-55-88. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шины грузовые новые, пр-ва Китай: 9.00R20, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 315/80R22.5, 11.00 R20, 235/75R17.5. Тел. 8-777-396-41-58. 
* з/ч К-700: погрузчик навесной, стрела; плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, водораздатчик 3 куб., насос для полива ДДН-80, рамки лущильника, 6 шт., скребки БДТ, 6 шт. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-523-00-30 (WhatsApp). 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.: катушка зажигания, б/у, недорого. Тел. 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Москвич АЗЛК: двери, 4 шт., капот, 1 шт., подшипники, ступицы, шаровые нижние главных и рабочих цилиндр. Тел.: 25-85-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ: датчик бензобака, трос спидометра, трос ручника; ВАЗ-08,-09: стеклоподъемник левый; Москвич: помпа; Волга: трамблер. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ГАЗ-53: раздатка КПП под два кардана; ЗИЛ-120: водяной насос, масляный насос, карбюратор; КамАЗ-Урал: лебедка грузовая комплект, нов. Тел. 8-777-053-29-33. 
* з/ч ГАЗель, Волга: мосты, коробка, двигатель, рессоры, карданы, двери, капот, сиденья, панель приборов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗАЗ: ремкомплекты коренные, шатунные, стоп-сигнал нов.; М-412: трамблер сов. пр-ва; кольца М-72, диагональ 78,0. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина, диск фередо; К-700: редуктор ВОМ. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: блок, мосты, коробки, раздатка, карданы, рессоры, двигатель, рама, кузов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ: эл. лебедка; ВАЗ-01,-06: нижние рычаги усиленные, набор прокладок на двигатель, реактивные тяги; ВАЗ-02: крыло заднее. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая, диск железн. на 13. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* дизельную эл. станцию 45 кВт передвижная, заправку контейнерную 2-секц. по 7,5 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* лапу СТС, 1200 тг, отопитель МТЗ, 25000 тг, щетку ЗАВ, 950 тг, седло прицепное на ЗИЛ-130, 180 тыс. тг, коробку КПП на К-700. Тел. 8-700-659-26-09. 
* масло моторное, трансмиссионное, всесезонное в канистре 10 л, 4600 тг, утеплитель на МТЗ, 10000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* резину на КПЭ-3,8 с дисками, лапы КПШ-9, лапы КПЭ-3,8, цилиндры. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ-31512, 1988 г., после кап. ремонта, цельнометаллич., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* Volkswagen Passat В-3, 1992 г., 1,8 л, моно, полный электропакет, цвет бордовый металлик, седан, 1 млн 150 тыс. тг, торг, варианты. Тел.: 8 (714-31) 5-79-05, 8-702-146-36-37. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, ремни сов. пр-ва, насос К-100/65-250. Тел. 8-777-283-34-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость