Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Дед Мазай и китайцыКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Дед Мазай и китайцы

Дед Мазай и китайцы

Каждый год к нам на трофейную охоту приезжают иностранцы. Мы им и музыку, и баньку, и полный стол угощений... Это наши краткосрочные инвесторы. Егеря рассказывают: на финише охоты один от души и двести евро чаевых не пожалеет, а другой высокомерно отделается копеечным значком. Аналогичная история с зарубежными инвесторами в экономике.

Разлука была без печали

Мы их ждем, как зайцы ждут деда Мазая. И дед не скупится. Он хвалит нашу страну, наш бешбармак, дарит буклеты со своим фирменным логотипом и шариковой ручкой, обещает построить здесь фабрики, заводы и пароходы. Но за голливудской улыбкой инвестора кроется холодный расчет. Никакого альтруизма, дружбы народов и любви. У его бизнеса только одна цель: вложиться в проект и хорошенько заработать на нем. Если возникают сомнения в рентабельности сотрудничества, эти ребята быстро пакуют чемоданы.

Но сначала о нас.

«Вас здесь не стояло!»

От искрящегося иллюминацией мотеля, что на окраине Карабалыка, до Гурьяновки с ее птицефабрикой по прямой километр. На той стороне темень. Мотель с его обменником, кафе, гостиницей, душевыми, сауной, магазином забит иностранцами. Это и дальнобойщики, и немцы, приехавшие отметить Новый год в своей бывшей родной стороне.

Марат Айтказин 25 лет весь свой бизнес взращивает на местных реалиях. Торговый центр, общественная баня, тот же мотель на республиканской трассе, зернопроизводство, строительство... Я не помню, чтобы к нему возили делегации по обмену опытом или спрашивали совета, как распорядиться деньгами. За четверть века этот сельский бизнесмен потратил несколько миллионов долларов собственных инвестиций, дал работу сотням людей и мог бы написать книгу «Как стать успешным». Но это была бы грустная книга о том, как идти против ветра и выжить в условиях, которые закаляют волю, но отнюдь не отечественный бизнес.

«Всё одно и то же. Чтобы получить кредит, надо протиснуться сквозь мелкое сито проверок. Банк может мурыжить два месяца, втрое занижать стоимость твоего залогового имущества, а потом без объяснения причин взять и отказать. Еще не начав проект, я уже должен объясняться и платить пожарным, экологам, недропользователям, архитекторам... Такое ощущение, что я среди них лишний».

Это я уже слышал не раз. Когда Марат в 90-е только создавал пимокатную артель, а потом судился с руководством района из-за притеснения бизнеса, я не единожды приезжал на Комсомольскую птицефабрику. Даже раньше – когда в ее названии еще значилось «ордена «Знак почета». С 1956 года гремела по всему Союзу.

В перестройку ее потеряли. Потом сшили из того, что было. Начали завозить новое оборудование. Внесли в программу Форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы. В декабре 2012 года все СМИ облетела новость, что инвестиционный проект «Комсомольская птицефабрика» введен в эксплуатацию. Музыка звучала недолго: ровно через год предприятие сдулось, оставив кредиторам миллиардные долги. Генриха Богдевича, директора, таскали по судам, обвинив в мошенничестве. Поговаривали, что фабрику у него пытались «отжать» высокопоставленные люди.

Во время своего визита в 2014 году Нурсултан Назарбаев спрашивал бывшего акима области Нуралы Садуакасова, когда заработает производство. Тот обещал, что в течение нескольких месяцев проект активизируют, найдя нового инвестора. Месяцы перетекли в годы. Приезжали турки, венгры, израильтяне, алматинцы – глядели, охали, обещали. В 2015 году на фабрике побывал аким области Архимед Мухамбетов. Вот его слова: «Никто не придет к нам со стороны и не будет поднимать производство. Нужно поговорить с КазАгро о льготных кредитах с большими каникулами. Нам нужны местные предприниматели, которых мы должны поддерживать».

В конце 2017 года руководитель одного из управлений акимата докладывал: «В настоящее время ведутся переговоры с компанией «Шанырак» на предмет возобновления деятельности простаивающей птицефабрики. Потенциальным инвестором разработан проект Дорожной карты по запуску объекта,  разработан сетевой график работы предприятия. По прогнозам первую продукцию на Комсомольской птицефабрике планируется получить в 4 квартале 2018 года».

Постучим по дереву. Может, и сбудется. А то у нас все как-то «потенциально».

Стеклянный бой

Экономист Газиза Шаханова на сайте LS высказывает мнение, что без объяснения государством обществу своих решений сложно понять, в каком направлении движутся реформы. На разноплановом государственном уровне – в действиях, речах, поступках – не хватает предсказуемости и логики, а самое главное, ответственности, на основании чего можно делать прогнозы. Много вопросов, на которые никто не трудится дать ответы. К примеру, если правительства всех стран мира признают кризис, то почему у нас боятся вовремя произносить такие слова, как «кризис» и «девальвация»? Повторится ли ситуация, когда при общем хоре «девальвации в стране не будет» с тенге происходило ровно обратное?

О чем речь? Несколько лет тому назад в Лисаковске собирались построить стекольный завод. Казкоммерцбанк объявил, что вложит 35 миллионов долларов в это масштабное строительство. Говорилось, что проект даст двести новых рабочих мест и в будущем станет одним их крупнейших предприятий региона.

Слава Богу, не построили. Я не кощунствую. Я о закономерностях. Мы ведь не на собственном региональном глобусе живем, правда? Одна страна, одни и те же хлопоты. Оглянемся на юго-восток. Там, в Алматинской области есть стекольная компания «САФ». До 2014 года была единственным производителем стеклотары в стране. Помните, как мы радовались падению российского рубля, сметая с близлежащих российских автосалонов подешевевшие на две трети машины? Как брали по три холодильника за раз? Вот туда-то ринулись и казахстанские потребители стеклотары, эшелонами скупая российские бутылки. Для «САФ» возникшая разница в курсе валют оказалась смерти подобной. Россияне откровенно демпинговали, давя собрата по Евразийскому экономическому союзу.

В январе-марте 2015-го стекольщики вообще не получили гарантированных заказов от отечественных предприятий. Весной того же года фабрика полностью остановила производство. Без работы осталось 600 человек... Сейчас компания зализывает раны, пытаясь сохранить коллектив специалистов, которые она собирала с бору по сосенке в течение пятнадцати лет. Просит правительство защитить рынок от дешевой российской продукции введением экологического сбора. Оградить казахстанский рынок от ввозимой продукции из стран, не входящих в Таможенный союз (Китай, Украина, Узбекистан), увеличив ввозную таможенную пошлину.

И это логично. Ибо это торговля, и ничего более. В России или Китае вряд ли парятся о региональных проблемах Казахстана. А коли так, то и выживать приходится каждому по собственному разумению. ВТО, ТС, ЕвразЭС – это хорошо, это, как в песне, «вместе весело шагать по просторам», однако протокольная щедрость в договорах намерений еды и денег не прибавляет.

Тихо сам с собою...

Китайцы давно так живут. Я помню, как они еще при акиме Кулагине пачками наезжали в наши края: то овощные плантации собирались ставить, то заводы сооружать. В минувшем ноябре в Костанае под крышей автосборочного завода (ТОО «СарыаркаАвтоПром») в торжественной обстановке ситуация почти повторилась: крупная китайская компания и АО «Группа компаний «Аллюр» (в нее входит и наш завод) подписали инвестиционное соглашение. Когда оно будет реализовано, не решился назвать и председатель совета директоров «Аллюра» А. Лаврентьев, пояснив лишь, что китайцы будут готовить план по развитию предприятия, определяться с марками автомобилей, уровнем локализации сборки... А там, что называется, поглядим.

Руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор и доктор исторических наук Алексей Маслов в интервью одному из наших республиканских изданий подметил: «Китай хочет переподчинить себе местное руководство, местную экономику так, чтобы они работали в их интересах. Вот здесь очень важно понимать, где заканчиваются национальные интересы Казахстана и начинаются интересы Китая». Суть взаимодействия китайского бизнеса с казахстанскими чиновниками коротко высказал генсек Союза китайских предпринимателей в Казахстане Ху Хайсинь: «Ваши чиновники хотят, чтобы к ним приходили деньги иностранных инвесторов, но не хотят, чтобы вслед за этими деньгами приходили сами инвесторы. Такое отношение чувствуют китайские бизнесмены».

Обида понятна. Китайцы где только могут ссылаются на то, что в своем нынешнем виде казахстанская рабочая сила неконкурентоспособна, поскольку неквалифицированна. Один из бизнесменов Поднебесной вспоминает, как его компания недавно объявила конкурс и собрала заявления от 300 человек. Однако из множества соискателей китайским требованиям удовлетворяли только двое. А это значит, что надо везти в Казахстан своих. Наши инвестиции, наши люди, наш завод... Смело. Мы уже видели реакцию общества на сообщение, будто бы к нам собирается переселиться миллион китайцев.

На недавнем совещании с делегатами партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев акцентировал внимание собравшихся на том, что «нужны новые источники роста». Никто не списывает со счетов партнерское выстраивание отношений с зарубежными инвесторами, но не пора ли сменить отношение и к собственным бизнесменам, за 25 лет независимости Казахстана доказавших свою зрелость, талант, ум и деловую хватку? Знаю, вопрос риторический. Но хочется дела.

 

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  автора 
Просмотров: 2131
Комментариев: 0
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-21214 (Нива), 2014 г., цвет белый, с небольшим пробегом, эксплуатировалась только по городу, без ДТП, стоит в гараже, вложений не требует, инжекторная, 2 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-231-02-26. 
* ВАЗ-2107, 2000 г., цвет белый, ГБО, сигнализ., хор. сост., 650 тыс. тг. Тел.: 55-32-24, 8-705-215-18-49. 
* Kia Sportage, 2014 г., полный электропакет, в отличном состоянии, один хозяин. Тел. 8-777-259-55-88. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шины грузовые новые, пр-ва Китай: 9.00R20, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 315/80R22.5, 11.00 R20, 235/75R17.5. Тел. 8-777-396-41-58. 
* з/ч К-700: погрузчик навесной, стрела; плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, водораздатчик 3 куб., насос для полива ДДН-80, рамки лущильника, 6 шт., скребки БДТ, 6 шт. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-523-00-30 (WhatsApp). 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.: катушка зажигания, б/у, недорого. Тел. 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Москвич АЗЛК: двери, 4 шт., капот, 1 шт., подшипники, ступицы, шаровые нижние главных и рабочих цилиндр. Тел.: 25-85-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ: датчик бензобака, трос спидометра, трос ручника; ВАЗ-08,-09: стеклоподъемник левый; Москвич: помпа; Волга: трамблер. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ГАЗ-53: раздатка КПП под два кардана; ЗИЛ-120: водяной насос, масляный насос, карбюратор; КамАЗ-Урал: лебедка грузовая комплект, нов. Тел. 8-777-053-29-33. 
* з/ч ГАЗель, Волга: мосты, коробка, двигатель, рессоры, карданы, двери, капот, сиденья, панель приборов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗАЗ: ремкомплекты коренные, шатунные, стоп-сигнал нов.; М-412: трамблер сов. пр-ва; кольца М-72, диагональ 78,0. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина, диск фередо; К-700: редуктор ВОМ. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: блок, мосты, коробки, раздатка, карданы, рессоры, двигатель, рама, кузов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ: эл. лебедка; ВАЗ-01,-06: нижние рычаги усиленные, набор прокладок на двигатель, реактивные тяги; ВАЗ-02: крыло заднее. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая, диск железн. на 13. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* дизельную эл. станцию 45 кВт передвижная, заправку контейнерную 2-секц. по 7,5 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* лапу СТС, 1200 тг, отопитель МТЗ, 25000 тг, щетку ЗАВ, 950 тг, седло прицепное на ЗИЛ-130, 180 тыс. тг, коробку КПП на К-700. Тел. 8-700-659-26-09. 
* масло моторное, трансмиссионное, всесезонное в канистре 10 л, 4600 тг, утеплитель на МТЗ, 10000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* резину на КПЭ-3,8 с дисками, лапы КПШ-9, лапы КПЭ-3,8, цилиндры. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ-31512, 1988 г., после кап. ремонта, цельнометаллич., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* Volkswagen Passat В-3, 1992 г., 1,8 л, моно, полный электропакет, цвет бордовый металлик, седан, 1 млн 150 тыс. тг, торг, варианты. Тел.: 8 (714-31) 5-79-05, 8-702-146-36-37. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, ремни сов. пр-ва, насос К-100/65-250. Тел. 8-777-283-34-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость