Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 16Ноябрь2018
Время: 00:00:00
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Продам мелькомбинат. НедорогоКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Продам мелькомбинат. Недорого

Продам мелькомбинат. Недорого

Ситуация близка к тому, что вскоре такие объявления появятся. По мнению мукомолов, есть риск, что скоро наши прилавки завалят не местной, а российской и узбекской мукой.

Большой вопрос: попадает ли наше зерно на наши мельницы?..

Три дня назад в Костанае под эгидой НПП «Атамекен» состоялась онлайн-конференция мукомолов республики. На ней эмоциональностью речей и логичностью своих доводов мукомолы оголили проблему, что называется, до кости.

Сначала о том, что имеем и чем все эти годы жили. В 2010 году, на который пришелся пик развития отрасли, в Казахстане, согласно статистике, работало порядка 980 мукомольных предприятий. Сейчас у нас в активе 250. В том же 2010 году суммарная мощность переработки достигла 11-12 млн тонн зерна в год. Есть прогноз, что в 2018 году мы сумеем переработать только 2 млн тонн.

А теперь о муке непосредственно: журнал «Форбс» писал (июль 2016 года), что Казахстан был мировым лидером по экспорту муки с 2007 по 2010 годы, обогнав в этом деле Турцию и Евросоюз. Пик экспорта приходился на 2010-й – 2 млн 296 тысяч тонн муки. Потом мы начали стремительно терять сбытовую активность. Число мельниц в 2013 году в стране сократилось на 40 процентов.

Министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков констатирует: мельницы открывали бизнесмены, не имея реальных проработанных расчетов рынка сбыта и перспектив их расширения. И советует: чтобы не было мучительно больно за потерянные средства, переоборудуйте предприятия под выпуск крахмала и патоки. Куда этот новодел будем девать, не уточнил.

В МСХ с тех пор уже третий министр. Ждем новых советов. В преддверии вышеуказанной конференции виртуальный модератор из Северо-Казахстанской области сообщил, что на нее вот-вот прибудут представители министерства нацэкономики и минфина, чтобы вместе с отраслевиками комплексно и широко обсудить план дальнейших действий.

Не дождались мы высоких лиц. Глава Союза зернопереработчиков РК Евгений Ганн отреагировал на это емким словом «хамство»… Достали госмужи своей ледяной невозмутимостью. Ганн годами льет в одни и те же уши просьбы и предложения от лица мукомолов, а получается, как в бездонную бочку.

При этом в январском Послании Президент страны Нурсултан Назарбаев призвал в 2,5 раза увеличить экспорт и переработку сельхозпродукции. Универсальность мукомольной промышленности в том, что она в равной степени ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынок. Примерно пять миллионов тонн зерна отечественные переработчики закупали внутри страны. Это самый близкий путь с полей на мельничные жернова. Но потом что-то пошло не так. Зерно потекло в обход мукомолов.

На линии Петропавловск. Тимирязевский мелькомбинат. Слушаем. «Был заказ на муку из Афганистана. Но вместо того чтобы отгрузить в течение десяти дней, мы протянули два месяца. Причина: не было вагонов. Исчезли. Минсельхоз и транспортники отмолчались. Афганцы сместили акцент на закупку казахстанского зерна, которое они переправляют на мельницы соседнего Узбекистана. Быстро и дешево. В этот момент мы ждали от правительства зеркальных действий: поскольку зерно казахстанское, само собой, напрашивалось лоббирование на уровне межправительственных соглашений. Афганцы и сейчас не против брать нашу муку, но просят скидку в 30 долларов с тонны. Это неприемлемо: мы имеем себестоимость муки в 64 тысячи тенге, а продаем по 54. Из-за простоев в первом квартале наш комбинат не заплатил 43 млн тенге налогов в бюджет. Не из чего оплачивать и 150 работникам.

День ото дня не легче. Железные дороги подняли тарифы на 34 процента. На ровном месте. До 2015 года мы платили только за одно направление, например, до Афганистана. После 15-го оплачиваем в оба конца. С 1 сентября увеличились тарифы на электроэнергию. На 200 процентов. Каково? Платили в месяц 5 млн тенге – сейчас 13 млн НДС. Возврат забуксовал: только за последние два-три года нам не возвращено 87 млн. Это же оборотные средства, кислород».

Акмолинск, зерновой холдинг, дополняет: «Нам тяжело конкурировать. В Узбекистане в два раза дешевле электроэнергия, ж/д тариф для внутренних перевозчиков в два раза ниже. Афганистан просто переселился туда: ставит мельницы, инвестирует в переработку, качая от нас только зерно».

Таисия Колегова, товарищество «СевЕсильЗерно», зачитывает: «Если присмотреться к сегодняшней структуре экспорта, то становится понятно, насколько тут все зыбко. Сейчас рост экспорта идет только за счет расширения одного направления. Но рынок этой страны очень хрупкий, и всё может поменяться мгновенно. Там рядом есть мощный производитель зерна, Пакистан. Им проще работать с Афганистаном, чем нам. В последние годы у Пакистана проблемы с производством зерна, и только благодаря этому поставки казахстанской муки в Афган увеличились. Но мы это уже проходили в недавнем прошлом. В 2010 году объем поставок РК в Афганистан составил 790 тысяч тонн муки, а спустя год рухнул до 350 тысяч тонн, потому что Пакистан восстановил свои позиции, и нам пришлось подвинуться. Ситуация может повториться в любой момент. Потерять позиции на традиционных рынках просто, а выйти на новые неизмеримо труднее».

После этих монологов хочется, как в школе, спросить: дети, расскажите, что вы усвоили из прочитанного?

Ответ давно готов. У нас перепроизводство зерна. Вещь ожидаемая – у всех так бывает. Но одни дремлют и чешут репу, а другие быстро соображают и действуют. Ориентироваться на российский рынок бессмысленно. Там в последние годы наблюдается рост производства зерна, и им выгодно заниматься пшеницей, имея порты в Средиземном море и выходы к океану. В 2011 году три из четырех наших вагонов отправлялись в Узбекистан. Но теперь Узбекистан ведет жесткую политику против импорта муки, наращивая собственное производство. По аналогичному пути идет и Таджикистан, последовательно уменьшая закуп муки и увеличивая импорт зерна в среднем на 50 тысяч тонн в год, для чего установил разный НДС: на муку – 18 процентов, на зерно – 10 процентов. В Кыргызстане полностью отменен НДС на импортируемое зерно, тем самым стимулируя переработку. Нас, казахстанцев, как бы подталкивают бросить свои мельницы (ну, маленько оставить для хлебопечения) и заняться трейдерством. Скупил, загрузил, отправил – и что голову было морочить? Сырье удобнее выкачивать, чем производить из него товар.

Мы близки к тому. Страхи мукомолов не театральные. Лучшие административно-технические кадры, обученные за счет предприятий, расползутся по СНГ. Простой мелькомбинатов, по некоторым подсчетам, влетит стране в десять миллиардов тенге несобранных налогов. Отрасль, конечно, не потеряем, но спад экономической деятельности, именуемый кризисом, получим.

Знаете, что больше всего удручает? Что и наша понедельничная онлайн-конференция закончилась просьбами, как и предыдущие конференции, круглые столы с депутатами, письма в министерства. Почти под копирку. Странная ситуация. Как будто слепой просит безногого станцевать…

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  автора 
Просмотров: 2855
Комментариев: 0
Нравится: +5
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 * Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-2107, 2000 г.в., цвет белый, ГБО, автосигнализация, 900 тыс. тг. Тел. 8-775-52-45-275. 
* МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, с/х, 3 млн 500 тыс. тг; АКБ-190, нов., резина 320, нов., прицеп КамАЗовский 8527, с/х, 800 тыс. тг, стрелу на К-700, и др. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-530-00-30 (WhatsApp). 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шипованную резину AMTEL 195/65 R15, 4 шт, использовалась 1 сезон, в отл. сост. Тел.: 73-10-96, 8-705-304-62-55. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* бампер передний на ГАЗель, б/у; обрешетку радиатора (никел)ь, 5000 тг; бампер задний узкий на Ауди, генератор Ауди. Тел. 8-777-447-37-26.
* резину 195х65 R 15 "континенталь", 1 шт; 195х65 R 15 КАМА всесезонка, 1 шт; 205х65 R 15 ОМКА, 1 шт; 205х65 R 15 ГЕОСТАР, 1 шт. Тел. 8-777-447-37-26.
* автозапчасти на Москвич: головку блока, поршни, редуктор, гильзы, полуоси, дверь фургона ИЖ-2715. Тел. 8-777-447-37-26.
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Нива-21310: чулок заднего моста, кардан переднего моста с мягким соединением; шины шипованные с диском. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ-2108: стартер; ВАЗ-2106-01: корзина сцепл. с диском, реактивные тяги, нов., шаровые опоры. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.в.: катушка зажигания, б/у, 7000 тг. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта; КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч ЗАЗ: стоп-сигнал, рычаг задней подвески, нов., ремкомплект (коренные шатунные); М-412: кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, прокладки на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч М-412: трамблер, крестовина 704902КС17, фильтр масла; эл. двигатель 12 V (улитка). Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока; УАЗ: раздатка, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч МТЗ-80: рулевая колонка, пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор; Т-40: серьга, недорого. Тел. 8-775-165-85-23. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5365, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м, ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-5852, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость