Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Звёздные тёлкиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Звёздные тёлки

Звёздные тёлки

Если у вас много денег, вы можете нарушать любые законы. Кроме законов природы.

Недавний приезд в нашу область премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева походил на камень, брошенный в воду: председатель правительства уехал, а волны пересудов остались.

Напомню, на встрече с предпринимателями была затронута та часть преобразований в программе субсидирования АПК, которая касалась завоза импортного элитного скота. Суть: заграница нам поможет. У наших крупных сельхозников, работающих с племенным скотом, эта новость вызвала недоумение. И неспроста. Ведь субсидии будут распределены не в их пользу.

Рокировки и посадки

Речь вот о чем. За последние пять лет объемы прямой господдержки отрасли возросли почти втрое и достигли порядка 260 млрд тенге. В прошлом году принята госпрограмма развития агропромышленного комплекса на 2017–2021 годы. Ее разрабатывали под руководством нового министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова. Прежнего министра - Асылжана Мамытбекова - «ушли» за провал целевого показателя по экспорту говядины, за недостатки в системе кормопроизводства. Но едва прошло чуть больше полутора лет, как Мырзахметова в кресле главы ведомства в минувшем декабре меняет Умирзак Шукеев - наш бывший аким области и экс-председатель правления фонда «Самрук Казына».

Понятно, что Умирзак Естаевич ломать на корню прежние планы МСХ не будет. И времени нет, и мяса больше не стало. Взоры упали на сельхозкооперацию. В течение пяти лет предполагается объединить 670  тыс. мелких сельхозтоваропроизводителей в состав 1600 кооперативов, специализирующихся на производстве мяса и молока. Вот в них-то и потечет поток забугорных скотин, купленных на казенные деньги.

Хочется рукоплескать, если бы не стойкое ощущение дежавю. Перекинем листочки календаря лет эдак на семь назад. В 2011 году был разработал проект «Развитие экспортного потенциала мяса КРС в Республике Казахстан». Целью документа было повысить экспорт говядины к 2020 году до уровня, который Казахстан имел на момент обретения независимости – 180 тыс. тонн в год.

Один из разработчиков проекта, 43-летний руководитель МСХ Асылжан Мамытбеков, главным инструментом достижения этой цели видел улучшение генетического потенциала казахстанских буренок. Справедливо. Мы порядком растеряли породный скот, надо было восполнять потери. Была дана отмашка, и вот в РК самолетами стали прибывать зарубежные племенные быки и телки.

В течение 2012 и 2013 годов в страну импортировали свыше 40 тысяч голов скота – 112 процентов к плану. Затраты исчислялись сотнями тысяч долларов, но в сравнении с многообещающими перспективами кто их считал? Мы продолжали тратить деньги, с помпой презентуя открытие новых откормплощадок. Тому, что часть скота не имела сертификатов, что закупленные в Австралии и США животные дохли как мухи, значения не придавали. Мол, всяко бывает.

Однако предметной пользы отрасль не получила. Затраты не оправдывались, о чем сообщили сухие цифры статистики: производство мяса в убойной массе за 2014 год по сравнению с 2010 годом уменьшилось, численность КРС тоже – за четыре минувших года недосчитались 142 тысяч голов.

Идея наращивания экспортного потенциала в животноводстве на практике обернулась банальным очковтирательством со стороны сотрудников Минсельхоза. Топ-менеджеры министерства Максут Биктибаев, Муслим Умирьяев, Анатолий Рябцев, Сакташ Хасенов, Мурат Куйшенов и чиновники калибром поменьше отправились отбывать реальные и условные сроки за взяточничество и злоупотребление служебным положением. Обещанная Президенту программа экспорта в Россию 60 тысяч тонн говядины провалилась. Реальный объем оказался в пять раз меньше. Где, например, откормочные площадки, на строительство которых, при поддержке государства, тратились миллиарды тенге? Какова отдача от звездных телок?

В новой программе развития агрокомплекса на 2017-2021 годы все те же целевые показатели по животноводству – увеличить экспорт, производство мяса и долю племенного скота. Нормальные цели. Понятные задачи. Вопрос лишь: а как опять не наступить на грабли?

Козырные масти

Работа с племенным скотом – это рядовая практика успешного животноводства. Есть много красивых песен на этот счет. Однако не спешите с выводами - дьявол кроется в деталях. Не стоит доверять первому впечатлению, оно зачастую обманчиво. Как бы мы ни восхищались заграничным опытом, в наших краях израильская корова, к примеру, никогда не даст десять литров молока, сколько бы мы не пичкали ее нашим сеном. Но израильтяне (немцы, канадцы, американцы) охотно продадут ее, нахваливая и попутно стряхивая пылинки с вашего пиджака – вплоть до того, как деньги будут перекинуты на их счет. А дальше – ветер вам в паруса. Следующий!

Возьмем конкретную историю – опыт работы с племскотом «Агрофирмы Диевская». В апреле 1992 года это был еще совхоз «Диевский». Все в нем было - свинопоголовье, овцы, КРС и даже звероферма. Хозяйство ставили в пример. Пришедший сюда директором 33-летний Олег Даниленко увидел другое: крупно-рогатый скот заражен двойной инфекцией, свиньи и овцы катастрофически убыточны…

Он пригласил в хозяйство несколько видных ученых-селекционеров, опытных ветеринаров и те вынесли вердикт: весь КРС сдать на мясокомбинат. Животноводство начинать с нуля. Это в то перестроечное время, когда в совхозной кассе ноль, а о субсидиях и не мечталось.

Но у Даниленко перед многими нынешними хозяйственниками помоложе было преимущество: он занимался наукой, будучи еще рядовым зоотехником. Он восемь лет писал свою кандидатскую на опыте собственной работы с аулиекольской породой скота. Сейчас он докторант Казахского НИИ животноводства.

Я был на одном из последних аукционов по продаже диевского племенного молодняка. По результатам торгов было продано 35 бычков на общую сумму 22450000 тенге при средней стоимости 650000 тенге. В ходе аукциона самая высокая стоимость одного бычка составила 1200000 тенге. Очередь на племенной скот у Диевки нынче расписана на годы вперед.

Все это результат многолетней работы. Вот уж действительно - сквозь тернии к звездам. Давайте посмотрим, как диевцы отбирали скот за границей.

Аулиекольская порода скота состоит на 33 процента из французской шароле. Остальное из казахской белоголовой и абердин-ангуса. Но любая порода со временем снижает свои продуктивные признаки. Значит, надо прилить в нее новую кровь. Диевцы остановились на шароле из канадских провинций – по климату, кормовой базе мы к канадцами ближе.

История закупа полна поучительных деталей, но ввиду дефицита газетной площади ограничимся ключевыми моментами.

Первое. У канадцев стойкое впечатление, что они могут втюхать скот кому угодно. Ты ищешь отборных племенных особей, а местные ковбои выдают тебе за них средненькие экземпляры. Они к этому привыкли. Они были осведомлены, что агрофирма уже арендовала за 560 тысяч долларов южно-корейский «Боинг». Следовательно, покупатели тянуть с выбором скота не будут. Но когда главные специалисты Диевки во главе с ученым консультантом из Алматы, отправившись в пятидневную командировку в Канаду, потратили месяц на отбор скота, канадцы были интеллектуально шокированы. Из сотен голов скота диевцы отобрали… только четыре. И канадцы сломались. Они увидели перед собой жестких и в высшей степени грамотных партнеров. И без проволочек загрузили на борт нужный скот в нужном количестве.

Второе. Надо понимать, что такое акклиматизация. Когда в одну из первых заграничных командировок диевцы привезли скот, через пару дней переселенцы утратили интерес к нашим пастбищам. У них начали разрушаться копыта. Наши местные коровы делают по полсотни километров в день, чтобы набить желудок травами, а канадские экземпляры этой гонки не выдержали. Переселенцев лечили, меняли схему кормления до тех пор, пока ситуация не нормализовалась.

Велосипед не изобрести

Третье, заключительное. Велосипед уже не изобрести. Агрофирма вложила в свою племенную отрасль миллионы собственных долларов, показав, что только точечным отбором, при непосредственном участии руководящего звена хозяйства, можно получить желаемый результат. Спору нет, при этом она кое-что получила взамен и по линии государственного субсидирования, что является нормальной мотивацией производственного процесса.

А теперь вопрос: каким-то образом этот опыт будет калькирован при новой госпрограмме? Ведь посмотрите, какая колоссальная разница между подходами к одной и той же задаче. Диевцы не могут позволить себе решить ее абы как, в то время как другая сторона, представленная государственными конторами, делает это с безответственностью закоренелого двоечника. И ничего, встали, отряхнулись и по новой с мыслью: не догонят, так хоть согреюсь… Или - «нагреюсь»?

Вот и угадай. Вопрос о том, как они относятся к возможной отмене субсидий племенным хозяйствам, я задал руководителям двух крупных хозяйств Денисовского района Николаю Шереру и Утегену Муртазину. Их ответ свелся к тому, что в последнее время крестьяне находятся в некоем информационном вакууме относительно минсельхозовских нововведений. Все держится на слухах, на предположениях, нет вразумительного объяснения алгоритмов той же программы завоза скота. Такое отношение к животноводству, как к отрасли, дискредитирует саму идею ее укрепления и развития. Хочется четких ориентиров, а не гадания на лепестках ромашки.

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Просмотров: 4715
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ 2114, 2013 г., цвет белый металлик, хор. сост., цена договор. Тел. 8-705-569-75-91, в г. Костанае. 
* ГАЗ 53 (самосвал), 1984 г., отл. сост., газ-бензин, новая резина и новый АКБ, 3 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-705-988-95-09. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi 80: генератор, 15000 тг; ЗИЛ-130: кольца поршневые диаметр 100, 5000 тг, бензонасос, 4000 тг, нагнетатель масла для заправкки мостов, КПП. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая нов., 38000 тг; Жигули: тормозные колодки, 4000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч ИЖ 2717 Ода (фургон): борт задний нижний, цвет зеленый заводской, радиатор печки, каталог запчастей Ода "Разборка-сборка". Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуоси, гильзы, поршни, амортизаторы, кулиса КПП, лобовое стекло, крышка с маслонасосом, поддон, шатуны, крыло АЗЛК. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian" 155/80R13, 3 шт., хор. сост. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* ГАЗ-31029 (Волга), 1996 г.в, цвет белый, в рабочем состоянии, 450 тыс. тг. Тел. 8-777-792-29-99. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-3: стартер нов., 15000 тг, диски штампов. с резиной 2 шт., интеркулер, 10000 тг; коленвал: дизельный, 1,6 V, расточенный, 10000 тг. Тел. 8-707-372-45-50. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: радиаторы, балки, редуктор, блок, головки, коленвал, двери, капот, крылья, рессоры. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Daewoo Matiz: рулевая рейка, нов., 30 тыс. тг; тормозные колодки на ВАЗ. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиаторы, головки, колеса, печка, карданы. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* авторезину зимнюю шипованную 170/70R13 на дисках, на 4 отверствия, "Кама Ирбис", 3 шт. (2 нов., 1 б/у) отл. сост.; 2 железных диска на 13 на 4 отверствия. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран