Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Светлана Кирилова: «Самое важное – показать, что мы любим и готовы помочь»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Светлана Кирилова: «Самое важное – показать, что мы любим и готовы помочь»

Светлана Кирилова: «Самое важное – показать, что мы любим и готовы помочь»

Качество жизни важно для каждого ребенка, подростка. Доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Светлана Кирилова (на снимке) приехала в Рудный по приглашению руководителя городского отдела образования, чтобы помочь психологам в профилактике суицидального поведения молодежи.

Кстати, первая встреча с этим специалистом прошла в онлайн-режиме в июне. Благодаря инициативе руководителя отдела образования Кайсара Канешова, Рудный продолжит сотрудничество с Санкт-Петербургской академией.

Суицид молодеет

– Светлана Анатольевна, в нашем регионе растет число самоубийств среди молодежи. У вас такая же статистика?

– Такая тенденция во всем мире. По информации Всемирной организации здравоохранения к 2020 году самоубийства среди подростков увеличатся в 1,5 раза. Ежегодно каждый 12-й подросток в возрасте 15-19 лет совершает суицидальную попытку. При этом число таких попыток среди юношей в три раза больше, чем среди девушек. Но среди девушек выше количество демонстративно-шантажных – в четыре раза. Особенно настораживает, что суицид молодеет: суицидальные попытки регистрируются уже с 11 лет.

– Почему это происходит?

– Факторов риска много. Ошибочно думать, что причина – лишь психологическая составляющая. Никто не отрицает таких понятий, как индивидуально-личностные особенности и личностные характеристики, но ни в науке, ни в природе нет суицидального типа. Есть просто черты характера, за счет которых в неблагоприятных условиях ребенок может повести себя неадекватно. Утрачивается смысл жизни, нет поддержки со стороны близкого окружения, непонимание родителей, сверстников... Ситуация, ничего не стоящая для взрослых, для ребенка может быть сильнейшим психотравмирующим фактором. Это, с одной стороны. С другой – социальные факторы, которые являются катализатором суицидов.

– Что вы подразумеваете под социальными факторами?

– Занятость населения, прожиточный уровень, миграционные потоки, возможность реализации себя в будущем. Очень важная сторона и большой фактор риска. Есть еще медико-биологические показатели и другие. По данным ВОЗ, среди подростков выросло число психических расстройств, так как доступны средства, вызывающие изменения психики – наркотики, психотропные вещества. То есть факторов риска много.

Поэтому профилактику суицидального поведения специалисты должны вести совместно – психологи, педагоги, соцработники, классные руководители, медработники, и, конечно же, родители. Ведь тот же классный руководитель общается с детьми в течение дня, и порой он больше их поддерживает, чем школьный психолог. Насколько знаю, у вас в школе два психолога полагается на 500 учащихся. Понимаете, что охватить одномоментно всех не получится.

Психолог не волшебник

– В некоторых школах региона на тысячу учеников один психолог...

– У нас такая же картина. Физически держать в поле зрения всех невозможно. Но нам проще, потому что у нас в структуре системы образования есть Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Они давно работают в каждом районе. Ориентированы на адресную помощь школе. Специалисты Центра проводят диагностическое обследование, и если срез показывает неблагоприятное психоэмоциональное состояние детей или какого-либо класса, то приглашают школьников с родителями к себе или выезжают в учебное заведение. С ними работают логопеды, дефектологи, психологи.

А у вас психологи загнаны в угол. В них видят волшебников и ждут, что они взмахнут волшебной палочкой и все внутришкольные или личностные проблемы детей решатся. Да, психологи – шикарные специалисты, которые при низкой зарплате преданы своему делу и радеют душой за каждого. Но взвалить на них всю меру ответственности за какие-то явления – абсолютно иррационально. Да, психолог дает рекомендации, советует, на что обратить внимание. Но этого недостаточно, помощь должна быть не только с его стороны.

Как уже говорила, тот же классный руководитель видит, что в классе происходят явления определенного порядка, которые мешают рациональной работе, усвоению учебного материала, выстраиванию бесконфликтных отношений между сверстниками, сверстниками и учителями, детьми и родителями, учителями и родителями. Что-то не так – нужно обращаться к психологам. Или социальным педагогам. Их деятельность по профилактике суицидального поведения тоже должна быть активной. Все, что касается социальных составляющих – взаимоотношения в семье, отношения на уровне семья-школа – это исходит от социального педагога.

Наша работа будет тогда эффективной, когда перестанем сидеть и ждать, что нам скажут, а начнем совместно работать, станем одним «ядром», будем обмениваться информацией, вырабатывать совместные направления.

И смерть, похожая на сон

– Можно ли сказать, что дети, с которыми родители редко общаются, где нет доверительных отношений, чаще уходят из жизни?

– Как нет таблетки от всех заболеваний, так и нет фразы, от которой все сразу станут позитивно мотивированы. Конечно, одним из факторов риска является недостаточное внимание родителей к личности ребенка. К сожалению, такова жизнь. Родители заняты зарабатыванием денег, чтобы обеспечить уровень образования, накормить, одеть. И приходя вечером, уставшие, без сил – эмоциональных, психических, физических – мало говорят по душам с детьми. Но не менее значима для ребенка и его микросреда в школе, ведь он проводит здесь очень много времени.

Часто случаются столкновения разнонаправленных внутренних тенденций, когда ценности и смысл, привитые семьей, не совпадают с теми, что декларируются в школе. В семье учат одному, в школе – другому. У ребенка развивается когнитивный диссонанс, и он не понимает, на кого ориентироваться – на родителей или школу, сверстников. А когда происходит непонимание ценностных ориентаций, ребенок как раз попадает в ситуацию внутриличностного конфликта. Формируется фактор риска, особенно если рядом нет человека, способного объяснить, почему так происходит и просто поддержать в трудных ситуациях. Это и первый неудачный опыт в любви, в самореализации, когда поручили дело, а справиться не получилось, сомнения в собственных силах, потому что в семье часто слышит – «надоели тройки», «ничего не можешь ни в школе, ни дома»... Все это приводит ребенка в состояние ненужности, безысходности.

– И он решается на шаг, требующий таких сил – лишить себя жизни?

– Представление о смерти у детей отличается от представлений у взрослых. Для ребенка смерть – это некое явление, похожее на сон. И суицидальная попытка рассматривается как нечто, что может перевести жизнь на новый уровень. Если я сделаю это, они – родители, учителя, сверстники, любимый человек – поймут, как были не правы, я проснусь и ко мне станут по-другому относиться, все изменится. Они не понимают, что «потом» для них не будет.

То есть, исходя из особенностей детской психики, чаще всего это попытки не истинного ухода из жизни. Ребенок таким образом пытается избавиться от потока непереносимой душевной боли, а не собственно лишить себя жизни. Но манипулятивная попытка исправить ситуацию, к сожалению, часто заканчивает летальным исходом.

С чего бы перемены?

– Светлана Анатольевна, на что первым делом нужно обратить внимание взрослым, чтобы понять: ребенок на грани?

– Есть признаки, по которым можно понять, что у ребенка сильное психоэмоциональное напряжение, что он в состоянии внутриличностного конфликта и на него нужно обратить внимание. Это резкая смена настроения и поведения. Когда благополучный ребенок, который хорошо выстраивал общение, неплохо учился, чем-то увлекался, вдруг замыкается и уходит в себя. Перестает общаться со сверстниками, не реагирует на замечания взрослых. И, наоборот, замкнутый ребенок вдруг выстраивает хаотичное бурное общение. Может, он приводит дела в порядок, завершает намеченные. Дарит любимые свои вещи, с которыми до этого никогда бы не расстался.

Блок симптомов большой. Есть тревожность, которая влечет за собой школьную дезадаптацию, а это сильнейший внутриличностный конфликт и возможность проявления суицидальных мыслей. Есть депрессия, которая тоже может повлечь за собой суицид. Но это не означает, что каждый в депрессии покончит с собой. По данным статистики, только 15 процентов людей, находящихся в депрессии, уходят из жизни или совершают попытки суицида.

– Понимаю, что профилактика суицида – это работа всех, то есть школы, семьи, психологов, госучреждений. Но знаю, что многие родители недооценивают риск для своего ребенка.

– Есть родители, которым интересно, чем занимается их ребенок. Они активны, помогают школе. А есть такие, кто взваливает на школу всю ответственность за воспитание детей, еще придут и «шашкой помашут». Поэтому важно и с ними работать. Проводить классные часы, анкетировать. Хороший метод – совместная работа родителей и детей. Шедевральные результаты получаются. У кого есть точки соприкосновения, а у кого и нет. Они общаются, конструктивно спорят. И в этих беседах происходит единение душ. Ведь самое важное – показать, что мы любим, мы рядом и всегда готовы прийти на помощь.

Людмила КРУГЛОВА  vorona_l@mail.ru 39-25-02.
Фото  автора 
Просмотров: 5324
Нравится: +3
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ 2114, 2013 г., цвет белый металлик, хор. сост., цена договор. Тел. 8-705-569-75-91, в г. Костанае. 
* ГАЗ 53 (самосвал), 1984 г., отл. сост., газ-бензин, новая резина и новый АКБ, 3 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-705-988-95-09. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi 80: генератор, 15000 тг; ЗИЛ-130: кольца поршневые диаметр 100, 5000 тг, бензонасос, 4000 тг, нагнетатель масла для заправкки мостов, КПП. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая нов., 38000 тг; Жигули: тормозные колодки, 4000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч ИЖ 2717 Ода (фургон): борт задний нижний, цвет зеленый заводской, радиатор печки, каталог запчастей Ода "Разборка-сборка". Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуоси, гильзы, поршни, амортизаторы, кулиса КПП, лобовое стекло, крышка с маслонасосом, поддон, шатуны, крыло АЗЛК. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian" 155/80R13, 3 шт., хор. сост. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* ГАЗ-31029 (Волга), 1996 г.в, цвет белый, в рабочем состоянии, 450 тыс. тг. Тел. 8-777-792-29-99. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-3: стартер нов., 15000 тг, диски штампов. с резиной 2 шт., интеркулер, 10000 тг; коленвал: дизельный, 1,6 V, расточенный, 10000 тг. Тел. 8-707-372-45-50. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: радиаторы, балки, редуктор, блок, головки, коленвал, двери, капот, крылья, рессоры. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Daewoo Matiz: рулевая рейка, нов., 30 тыс. тг; тормозные колодки на ВАЗ. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиаторы, головки, колеса, печка, карданы. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* авторезину зимнюю шипованную 170/70R13 на дисках, на 4 отверствия, "Кама Ирбис", 3 шт. (2 нов., 1 б/у) отл. сост.; 2 железных диска на 13 на 4 отверствия. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран