Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 24Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»

Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»

В этом году учитель русского языка и литературы Костанайской школы-лицея №2 Оксана Мухортова победила в конкурсе «Лучший учитель Казахстана-2014». Награду и денежную премию она получила из рук министра образования Аслана Саринжипова, а в родной школе ее встречали с букетами и шарами. Спустя несколько дней после этого события Оксана Мухортова – собеседник «КН».

Оксана Васильевна, каково это чувствовать себя одним из лучших учителей в стране?

– С одной стороны, я испытываю чувство гордости от того, что удалось достичь вершины, которая еще вчера казалась недосягаемой. А с другой – у меня появилось чувство еще большей ответственности. Вы знаете, когда нас поздравляли в министерстве, то очень верно подметили, что эта награда дается не для того, чтобы учитель, став лучшим, успокоился, напротив – это отличительный знак того, что учитель должен продолжать идти вперед. И я это вполне осознаю. Ты начинаешь более критично относиться к себе, к тому, что ты делаешь, поскольку тебе, сегодняшнему, эти промахи уже непозволительны.

Путь в профессию у каждого свой – кто-то хочет стать учителем, равняясь на своего классного руководителя, кто-то прислушивается к советам родителей, третьи прельщаются грантом. А какие мотивы были у вас?

– В свое время передо мной стоял выбор между медицинским и педагогическим вузом, но в итоге я выбрала учительскую стезю. И хотя в школе я училась в математическом классе и успешно участвовала во всех олимпиадах по этому предмету и программированию, но я всегда знала: если буду учителем, то непременно русского языка. Прежде всего потому, что у меня был пример человека, которому хотелось подражать – Людмила Александровна Плисова. Она вела у нас в школе литературу и русский язык всего один год, но стала для меня своего рода образцом учителя. С ней я многому научилась, но главное – поняла, что эти два предмета учат правильной речи, умению отстаивать свою точку зрения, то есть аргументированной свободе слова. Одним словом, учат человека быть человеком.

Вы подтверждаете истину: для того чтобы стать любимым учителем, необязательно вести свой предмет с пятого по одиннадцатый класс, достаточно и одного урока… А каким, собственно, должен быть педагог, чтобы его запомнили и полюбили на долгие годы?

– Я считаю, прежде всего, учитель сам должен быть увлечен своим предметом. Если он ведет тему просто потому, что этого требует программа, то таким подходом ребенка не увлечешь. Нужна искренность – дети тонко чувствуют любую фальшь. К тому же нужно уважать их мнение. Вот некоторые ребята мне говорят на уроке: «А что если мое мнение не совпадает с вашим?» А я считаю, что в этом и ценность – у каждого человека должно формироваться собственное мнение. А моя задача как учителя – научить, чтобы он свое мнение мог аргументировать.

Вы говорите, что очень важно учителю увлечь ребенка своим предметом. Есть литература, история – это яркие образы, выдающиеся исторические личности, но если взять плоскость русского языка, где есть свод сухих правил, грамматика, пунктуация и так далее. Как в этом случае увлечь ребенка изучением?

– Но, кроме того, что есть свод скучных правил, мы пишем на уроке слова, из которых складываем предложения: о семье, о дружбе, о любви. Через них ученик в какой-то степени постигает жизнь. А уже попутно мы изучаем правила русского языка…Сегодня мы делаем акцент на таком обучении детей, чтобы они могли применять свои знания в реальной жизни, то есть за годы учебы ребенок должен овладеть ключевыми компетенциями. Знаете, я недавно прочитала одно высказывание, которое мне очень понравилось: «Школа должна давать обучение, совместимое с жизнью». Да, возможно, биография писателя и не является такой уж жизненно важной информацией. Вам не станет хуже жить от того, если вы забудете ряд событий из жизни Маяковского. Но, с другой стороны, любое предложение можно повернуть так, чтобы это касалось лично ребенка. Не зубрить, а изучать. К примеру, качества характера, которые помогали герою в жизни, видеть то, что ему мешало… И тогда это будет интересно детям. Вот когда мы говорили о Петре I, дети выписывали черты его характера, после чего я попросила их поставить галочки напротив тех качеств, которые есть у них самих. Ребята стеснялись сравнивать себя с такой величиной, но понимали, что он такой же человек как и они, несмотря на свое величие. Затем мы говорили о тех его качествах, которыми дети не обладают, и какие из них они хотели бы у себя развить. Кому-то не хватает твердости, кому-то – решимости. И мы вместе попытались составить план действий, чтобы эти качества развивать. Понимаете, детям интересно, когда преломляешь тему относительно их. Ведь в художественных произведениях показаны характеры, конкретные ситуации и то, как человек ведет себя в них. Нужно искать разные пути. Или, например, тема «Свойства прилагательного у глагола и причастия». Можно просто прочитать выдержку из учебника и дать задание зазубрить правило, а можно показать общее и различное при помощи кругов Эйлера. Ученики всегда с большим энтузиазмом идут на новые формы работы, так почему бы не использовать их? Плюс – подготовка к ЕНТ, где нужно сдавать русский язык, и это тоже мощный мотиватор для учеников.

Сегодня нечасто услышишь, что дети увлечены подготовкой к ЕНТ, наоборот, тестирование чаще ругают…

– Могу сказать, что ЕНТ – мой постоянный спутник. Ведь в год его внедрения я перешла в старшую школу, а с 2008 года являюсь экспертом республиканской комиссии национального центра тестирования. Почему выбрали тесты? Да потому что это удобная независимая оценка знаний. Поэтому я не ругаю ЕНТ. Все дело в правильном подходе. Тем более что сегодня мы видим тесты совершенно нового уровня. Другой вопрос, что дети к этому явлению еще не готовы. Ведь мы привыкли к одному варианту ответа, а когда их несколько, ребенок теряется. Тут недостаточно зазубрить, нужны глубокие знания темы, поскольку угадать практически нельзя. Я убеждена, что в тестах проверяются не только знания, но и развитие логики, аналитическое мышление и так далее.

С современными детьми, которые находятся в таком широком информационном поле, сложнее или, напротив, легче работать?

– Скажем так, с ними интереснее работать. А что касается легко-тяжело... Легче – потому что они стали более мобильными, им не надо рассказывать как работать с компьютером, они и сами прекрасно справятся с поиском информации. Сложнее – потому что чем больше информации вокруг, тем более детально нужно выстраивать свою работу, чтобы дети не утонули в этом море информации, очень важно направлять их. Поэтому сейчас становятся востребованными техники критического мышления. Безусловно, работать стало интересней – можно организовать и дистанционную работу в Интернете, использовать различные сайты совместного доступа. Дети это не только любят, но и умеют делать.

Однако многие учителя, напротив, ругают Интернет и социальные сети, где дети проводят много времени.

– Да, многие сердятся, что дети все время проводят в социальных сетях, например, ВКонтакте. Но есть целое направление в педагогике – использование ВКонтакте в учебном процессе.

А вы используете?

– Я даже создала собственную страничку ВКонтакте, где размещала ссылки на сайты совместного доступа. Выглядит это как доска со стикерами. Ученик задает вопрос и просит объяснить, что ему непонятно. А я на другом стикере отвечаю ему. А другие ученики тоже могут посмотреть и уже не повторяться с вопросом. Кроме этого, там можно разместить лекцию, интересную книгу, да что угодно! Они сами заходят и скачивают. Это очень удобно. Поэтому я не вижу смысла ругать социальные сети. Все развивается, у детей появляются новые интересы. Нужно их изучать. А учитывая, сколько сегодня дети дома проводят времени ВКонтакте – это идеальный способ собрать всех в одном месте. Кроме того, можно решить и многие проблемы. К примеру, извечная проблема – нет текстов на уроке. Но у нас ее никогда не было. Ведь у большинства детей есть смартфоны с большим экраном. Мне не важно, в каком виде у них будет этот текст – книжка, распечатка или в электронном варианте. Например, раньше в программе было много уроков на «Войну и мир», а сейчас мы не учим по главам. У нас идет тема «Образ Андрея Болконского» по всем четырем томам. Но нереально ребенку принести на урок столь объемную книгу, ведь ему нужно положить в портфель учебники и по остальным предметам.

Наверное, в условиях современной школьной программы учителю приходится быть настоящим виртуозом!

– Ну сами представьте, в одиннадцатом классе дается один час на роман «Мы», а он внушительного размера, а ученики готовятся к ЕНТ. Требовать, чтобы они прочитали его полностью практически нереально. Можно, конечно, поставить двойку с чувством выполненного долга. Но можно ведь взять и выписать яркие цитаты из этого романа, и дети будут думать над ними, искать его отголоски в сегодняшнем дне. Они начнут рассуждать: существует ли распланированное или, как его еще называют, математическое счастье. И если после урока ребенок скажет, какой это шикарный роман, и захочет его непременно прочитать, вот тогда я, наверное, достигла цели!

Екатерина Горбик katushka707@mail.ru 53-02-08
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 6828
Комментариев: 0
Нравится: +2
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Врач-нарколог Ким Д.А. Лечение алкогольной зависимости и табакокурения: медикаментозное, хирургическое. Лиц. №00280 выдана МЗ РК. Тел.: 75-10-24, 8-705-167-94-21, 8-747-813-26-87. 
* Врач-нарколог Евтушенко Т.Р. Кодирование. Лиц. №000130 выдана МЗ РК 06.04.2007 г. Тел.: 51-52-88, 8-705-901-42-82. 
* Алкоголизм. Анонимное лечение алкогольной зависимости: медикаментозное, электронное, психотерапевтическая коррекция.  Консультационно-диагностический центр "Надежда". Лиц. №000759 МЗ РК 23.08.2001 г. Тел. 54-92-26. 
* Адвокат. Административные, гражданские, хозяйственные, уголовные, налоговые, жилищные, земельные, банковские дела; недвижимость, долги, госзакупки, банкротство, ДТП. Лицензия №0004929 выдана 06.06.2003 г. МЮ РК; ул. Пушкина, 125-203. Тел.: 8-701-778-42-92, 8-777-795-76-64.
* Бесплатная юридическая консультация. Тел. 8-707-715-85-56. 
* Опытный корректор быстро и качественно произведет правку любых текстов на русском языке, возм. работа по электронной почте. Тел.: 25-53-49 (веч.), 8-777-398-40-02. 
* Компьютеры, ноутбуки: ремонт, настройка Windows, Мегалайн, кабинет налогоплательщика, госзакупки, электронные счета, антивирусы. Тел.: 26-65-01, 8-707-350-50-67. 
* Ремонт телевидеоаппаратуры отечественного и импортного производства. Ул. Касымханова, 114. Тел.: 54-13-75, 54-07-34. 
* Ремонт телевизоров: ЖК и плазменных, ремонт микроволновых печей. Гарантия. Тел.: 57-20-28, 8-777-377-27-49. 
* Ремонт телевизоров, ресиверов, пультов ДУ, LCD-мониторов. Вызов на дом. Продажа новой и б/у аппаратуры. Куплю импортный телевизор на з/ч. Телеателье по ул. Гоголя, 113. Тел.: 50-90-66, 26-23-18, 8-747-404-47-99.
* Ремонт холодильников на дому. Гарантия. Тел.: 28-46-49, 75-30-45, 8-705-833-59-37, 8-708-475-30-45. 
* Ремонт холодильников и стиральных машин, пылесосов. Гарантия, скидки. Возьму б/у на з/ч. Тел.: 73-23-06, 8-775-758-60-30, 8-747-232-50-19.
* Ремонт пылесосов, микроволновых печей, стиральных машин, электроинструментов и другой бытовой техники. Ремонт и обслуживание компьютеров. Мастерская. Тел.: 50-40-55, 8-777-302-89-34. 
* Подготовка трактористов-машинистов самоходных и строительных машин. Тел.: 55-81-92, 8-705-960-45-29. 
* Весь комплекс сварочно-сантехнических работ: отопление, котлы, ворота, установка сантехники, бойлеров, имеется САГ. Быстро, качественно, стаж 23 года. Тел.: 73-03-74, 8-775-732-21-51 (Василий). 
* Весь комплекс сварочных работ: металлические двери, решетки, заборы, ворота, навесы, боксы, бутики и многое другое. Резак. Выезд в районы. Тел.: 8-776-713-33-87, 8-747-148-35-77. 
* СТО "АВТОСЕРВИС": диагностика, ремонт иномарок, ВАЗ, ГАЗель, автоэлектрик, электронщик-диагност, сварка, промывка инжекторов. Ремонт ДВС, КПП, выхлопной системы, замена печек, имеется автомагазин. г. Костанай, ул. Урицкого, 3. Тел.: 54-79-13, 54-51-46. 
* Ремонт дизельных топливных насосов и форсунок отечественного производства, со стажем, без выходных. Тел. 8-777-639-40-36. 
* Перетяжка мягкой мебели любой сложности. Ремонт стульев, матрасов. Ассортимент ткани. Договор. Жиhаз Арт. Тел.: 53-69-91, 8-777-898-71-10, 8-705-451-12-19 WhatsApp. 
* ТОО "КАВИТ" изготовит мебель на заказ: кухни, шкафы-купе, горки, спальни, детские. Изготовит металлоизделия: двери металлические, решетки, заборы, ворота, кованые изделия. Выезд дизайнера, 3D-проектирование бесплатно. Рассрочка. Работаем по области. Тел.: 28-98-23, 8-705-202-23-97 (WhatsApp), 8-775-136-53-09, 8-707-342-6-345. www.kavit.kz 
* Грузоперевозки. ГАЗель Next, 1,5-3 т, 22 куба, 5.1х2.1х2.1 м, по РК, СНГ. Опыт. Документы. Тел.: 54-20-91, 8-777-265-17-75, 8-705-402-04-85. 
* Грузоперевозки: 4 КамАЗа-сельхозника (евро), 2 КамАЗа-совка 20-тонника; 1 полуприцеп 14 м. Тел. 73-02-39. 
* Прокат лимузинов на свадьбу, девичник, юбилей, в роддом. На любой вкус и кошелек: белые, черный, айвори, вишневый; Hammer, GMC, Linkoln, Mercedes, Лексус 570. Тел. 8-777-182-82-32.
* Запись голоса, обработка вокала, инструментов; сведение, изготовление оранжировок, минусовок; написание текстов, песен любой сложности от 3000 тг. Студия звукозаписи Niksol. Тел. 8-707-433-77-77. 
* Гадаю, сниму порчу, сглаз, все виды проклятий, верну любимого. Тел.: 8-705-462-36-76, 8-777-524-26-53. 
* Ясновидящая вернет любимых; избавит от алкоголизма; откроет дорогу денежному каналу, любви, удаче; приворожит без греха и вреда для обоих, зажигает жизненные свечи, привезенные со святых мест; скажет что было в прошлом, предскажет будущее. Тел. 8-775-824-74-30.

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость