Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»

Оксана МУХОРТОВА: «Дети тонко чувствуют любую фальшь»

В этом году учитель русского языка и литературы Костанайской школы-лицея №2 Оксана Мухортова победила в конкурсе «Лучший учитель Казахстана-2014». Награду и денежную премию она получила из рук министра образования Аслана Саринжипова, а в родной школе ее встречали с букетами и шарами. Спустя несколько дней после этого события Оксана Мухортова – собеседник «КН».

Оксана Васильевна, каково это чувствовать себя одним из лучших учителей в стране?

– С одной стороны, я испытываю чувство гордости от того, что удалось достичь вершины, которая еще вчера казалась недосягаемой. А с другой – у меня появилось чувство еще большей ответственности. Вы знаете, когда нас поздравляли в министерстве, то очень верно подметили, что эта награда дается не для того, чтобы учитель, став лучшим, успокоился, напротив – это отличительный знак того, что учитель должен продолжать идти вперед. И я это вполне осознаю. Ты начинаешь более критично относиться к себе, к тому, что ты делаешь, поскольку тебе, сегодняшнему, эти промахи уже непозволительны.

Путь в профессию у каждого свой – кто-то хочет стать учителем, равняясь на своего классного руководителя, кто-то прислушивается к советам родителей, третьи прельщаются грантом. А какие мотивы были у вас?

– В свое время передо мной стоял выбор между медицинским и педагогическим вузом, но в итоге я выбрала учительскую стезю. И хотя в школе я училась в математическом классе и успешно участвовала во всех олимпиадах по этому предмету и программированию, но я всегда знала: если буду учителем, то непременно русского языка. Прежде всего потому, что у меня был пример человека, которому хотелось подражать – Людмила Александровна Плисова. Она вела у нас в школе литературу и русский язык всего один год, но стала для меня своего рода образцом учителя. С ней я многому научилась, но главное – поняла, что эти два предмета учат правильной речи, умению отстаивать свою точку зрения, то есть аргументированной свободе слова. Одним словом, учат человека быть человеком.

Вы подтверждаете истину: для того чтобы стать любимым учителем, необязательно вести свой предмет с пятого по одиннадцатый класс, достаточно и одного урока… А каким, собственно, должен быть педагог, чтобы его запомнили и полюбили на долгие годы?

– Я считаю, прежде всего, учитель сам должен быть увлечен своим предметом. Если он ведет тему просто потому, что этого требует программа, то таким подходом ребенка не увлечешь. Нужна искренность – дети тонко чувствуют любую фальшь. К тому же нужно уважать их мнение. Вот некоторые ребята мне говорят на уроке: «А что если мое мнение не совпадает с вашим?» А я считаю, что в этом и ценность – у каждого человека должно формироваться собственное мнение. А моя задача как учителя – научить, чтобы он свое мнение мог аргументировать.

Вы говорите, что очень важно учителю увлечь ребенка своим предметом. Есть литература, история – это яркие образы, выдающиеся исторические личности, но если взять плоскость русского языка, где есть свод сухих правил, грамматика, пунктуация и так далее. Как в этом случае увлечь ребенка изучением?

– Но, кроме того, что есть свод скучных правил, мы пишем на уроке слова, из которых складываем предложения: о семье, о дружбе, о любви. Через них ученик в какой-то степени постигает жизнь. А уже попутно мы изучаем правила русского языка…Сегодня мы делаем акцент на таком обучении детей, чтобы они могли применять свои знания в реальной жизни, то есть за годы учебы ребенок должен овладеть ключевыми компетенциями. Знаете, я недавно прочитала одно высказывание, которое мне очень понравилось: «Школа должна давать обучение, совместимое с жизнью». Да, возможно, биография писателя и не является такой уж жизненно важной информацией. Вам не станет хуже жить от того, если вы забудете ряд событий из жизни Маяковского. Но, с другой стороны, любое предложение можно повернуть так, чтобы это касалось лично ребенка. Не зубрить, а изучать. К примеру, качества характера, которые помогали герою в жизни, видеть то, что ему мешало… И тогда это будет интересно детям. Вот когда мы говорили о Петре I, дети выписывали черты его характера, после чего я попросила их поставить галочки напротив тех качеств, которые есть у них самих. Ребята стеснялись сравнивать себя с такой величиной, но понимали, что он такой же человек как и они, несмотря на свое величие. Затем мы говорили о тех его качествах, которыми дети не обладают, и какие из них они хотели бы у себя развить. Кому-то не хватает твердости, кому-то – решимости. И мы вместе попытались составить план действий, чтобы эти качества развивать. Понимаете, детям интересно, когда преломляешь тему относительно их. Ведь в художественных произведениях показаны характеры, конкретные ситуации и то, как человек ведет себя в них. Нужно искать разные пути. Или, например, тема «Свойства прилагательного у глагола и причастия». Можно просто прочитать выдержку из учебника и дать задание зазубрить правило, а можно показать общее и различное при помощи кругов Эйлера. Ученики всегда с большим энтузиазмом идут на новые формы работы, так почему бы не использовать их? Плюс – подготовка к ЕНТ, где нужно сдавать русский язык, и это тоже мощный мотиватор для учеников.

Сегодня нечасто услышишь, что дети увлечены подготовкой к ЕНТ, наоборот, тестирование чаще ругают…

– Могу сказать, что ЕНТ – мой постоянный спутник. Ведь в год его внедрения я перешла в старшую школу, а с 2008 года являюсь экспертом республиканской комиссии национального центра тестирования. Почему выбрали тесты? Да потому что это удобная независимая оценка знаний. Поэтому я не ругаю ЕНТ. Все дело в правильном подходе. Тем более что сегодня мы видим тесты совершенно нового уровня. Другой вопрос, что дети к этому явлению еще не готовы. Ведь мы привыкли к одному варианту ответа, а когда их несколько, ребенок теряется. Тут недостаточно зазубрить, нужны глубокие знания темы, поскольку угадать практически нельзя. Я убеждена, что в тестах проверяются не только знания, но и развитие логики, аналитическое мышление и так далее.

С современными детьми, которые находятся в таком широком информационном поле, сложнее или, напротив, легче работать?

– Скажем так, с ними интереснее работать. А что касается легко-тяжело... Легче – потому что они стали более мобильными, им не надо рассказывать как работать с компьютером, они и сами прекрасно справятся с поиском информации. Сложнее – потому что чем больше информации вокруг, тем более детально нужно выстраивать свою работу, чтобы дети не утонули в этом море информации, очень важно направлять их. Поэтому сейчас становятся востребованными техники критического мышления. Безусловно, работать стало интересней – можно организовать и дистанционную работу в Интернете, использовать различные сайты совместного доступа. Дети это не только любят, но и умеют делать.

Однако многие учителя, напротив, ругают Интернет и социальные сети, где дети проводят много времени.

– Да, многие сердятся, что дети все время проводят в социальных сетях, например, ВКонтакте. Но есть целое направление в педагогике – использование ВКонтакте в учебном процессе.

А вы используете?

– Я даже создала собственную страничку ВКонтакте, где размещала ссылки на сайты совместного доступа. Выглядит это как доска со стикерами. Ученик задает вопрос и просит объяснить, что ему непонятно. А я на другом стикере отвечаю ему. А другие ученики тоже могут посмотреть и уже не повторяться с вопросом. Кроме этого, там можно разместить лекцию, интересную книгу, да что угодно! Они сами заходят и скачивают. Это очень удобно. Поэтому я не вижу смысла ругать социальные сети. Все развивается, у детей появляются новые интересы. Нужно их изучать. А учитывая, сколько сегодня дети дома проводят времени ВКонтакте – это идеальный способ собрать всех в одном месте. Кроме того, можно решить и многие проблемы. К примеру, извечная проблема – нет текстов на уроке. Но у нас ее никогда не было. Ведь у большинства детей есть смартфоны с большим экраном. Мне не важно, в каком виде у них будет этот текст – книжка, распечатка или в электронном варианте. Например, раньше в программе было много уроков на «Войну и мир», а сейчас мы не учим по главам. У нас идет тема «Образ Андрея Болконского» по всем четырем томам. Но нереально ребенку принести на урок столь объемную книгу, ведь ему нужно положить в портфель учебники и по остальным предметам.

Наверное, в условиях современной школьной программы учителю приходится быть настоящим виртуозом!

– Ну сами представьте, в одиннадцатом классе дается один час на роман «Мы», а он внушительного размера, а ученики готовятся к ЕНТ. Требовать, чтобы они прочитали его полностью практически нереально. Можно, конечно, поставить двойку с чувством выполненного долга. Но можно ведь взять и выписать яркие цитаты из этого романа, и дети будут думать над ними, искать его отголоски в сегодняшнем дне. Они начнут рассуждать: существует ли распланированное или, как его еще называют, математическое счастье. И если после урока ребенок скажет, какой это шикарный роман, и захочет его непременно прочитать, вот тогда я, наверное, достигла цели!

Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 10479
Нравится: +2
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 Врач-нарколог КИМ Д.А. Лечение алкогольной зависимости и табакокурения: медикаментозное, хирургическое. Лиц. №00280 выдана МЗ РК. Тел.: 75-10-24, 8-705-167-94-21, 8-708-475-10-24. 
* Врач-нарколог ЕВТУШЕНКО Т.Р. Кодирование. Лиц. №000130 выдана МЗ РК 06.04.2007 г. Тел. 8-705-901-42-82. 
* Алкоголизм. Анонимное лечение алкогольной зависимости: медикаментозное, электронное, психотерапевтическая коррекция.  Консультационно-диагностический центр "Надежда". Лиц. №000759 МЗ РК 23.08.2001 г. Тел. 54-92-26. 
* Стоматологические услуги: изготовление и ремонт протезов, комплексное лечение зубов, чистка зубов, металлокерамика. Лиц. ЛП-002677 выдана МЗ РК 29.07.2003 г. Ждем вас по адресу: г. Костанай, ул. Каирбекова, 369, стоматология "САЕ". Тел.: 56-52-52, 8-777-509-10-84, 8-778-213-71-56. 
* Опытный корректор быстро и качественно произведет правку любых текстов на русском языке, возм. работа по электронной почте. Тел. 8-777-398-40-02. 
* Ремонт/настройка компьютеров, ноутбуков, ультрабуков; замена комплектующих компьютеров, ноутбуков. Настройка локальных, Интернет и Wi-Fi сетей. Установка Windows, дополнительного программного обеспечения и драйверов. Антивирусное лечение, восстановление данных. Разработка дизайна: визитки, дипломы, афиши и др. Создание сайтов. Выезд на дом. Тел.: +7-777-795-77-20, +7-778-933-08-14; +7-707-795-77-20 (WhatsApp). E-mail: woozup@mail.ru 
* Ремонт телевидеоаппаратуры отечественного и импортного производства. г. Костанай, ул. Касымханова, 114. Тел.: 54-13-75, 54-07-34. 
* Ремонт телевизоров всех моделей. Мастерская. Возможен выезд на дом. Без выходных. Тел. 8-705-521-99-80. 
* Ремонт телевизоров, ресиверов, пультов ДУ, LCD-мониторов. Вызов на дом. Продажа новой и б/у аппаратуры. Куплю импортный телевизор на з/ч. Телеателье по ул. Гоголя, 113. Тел.: 50-90-66, 26-23-18, 8-747-404-47-99. 
* Ремонт телевизоров всех моделей, микроволновых печей, пылесосов. Тел.: 37-22-51, 8-777-377-27-49, 8-778-684-99-42, 8-700-653-60-81. 
* Ремонт холодильников, стиральных машин. Гарантия, скидки. Возьму б/у. Выезд в районы. Тел.: 73-23-06, 8-747-232-50-19. 
* Ремонт холодильников на дому. Диагностика. Быстро. Гарантия. Тел.: 56-17-01, 8-777-792-29-85. 
* Ремонт холодильников на дому. Гарантия. Работаем без выходных. Тел.: 28-46-49, 8-705-833-59-37. 
* СТО "АВТОСЕРВИС": диагностика, ремонт иномарок, ВАЗ, ГАЗель, автоэлектрик, электронщик-диагност, сварка, промывка инжекторов. Ремонт ДВС, КПП, выхлопной системы, замена печек, имеется автомагазин. г. Костанай, ул. Урицкого, 3. Тел.: 54-79-13, 54-51-46. 
* Ремонт двигателей грузовых автомобилей. Тел.: 8-777-254-00-92, 8-777-639-36-13. 
* Грузоперевозки. ГАЗель Next, 1-3,5 т, 30 кубов, 6,2х2,1х2,3 м, по РК, СНГ. Опыт. Документы. Тел.: 54-20-91, 8-777-265-17-75, 8-705-402-04-85 (WhatsApp). 
* Грузоперевозки: 4 КамАЗа-сельхозника (евро), 2 КамАЗа-совка (25-тонники), 1 полуприцеп, 14 м, манипулятор (5-тонник). Тел.: 73-02-39, 8-777-254-00-92. 
* Сварочно-сантехнические услуги: отопление, котлы, стояки; установка сантехники, бойлеров и др. САГ. Быстро, качественно. Опыт работы 26 лет. Тел.: 73-03-74, 8-775-732-21-51 (Василий). 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран