Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Сансызбай ЖИЕНТАЕВ: «ЕАЭС открывает перспективы и для простого человека»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Сансызбай ЖИЕНТАЕВ: «ЕАЭС открывает перспективы и для простого человека»

Сансызбай ЖИЕНТАЕВ: «ЕАЭС открывает перспективы и для простого человека»

С 1 января 2015 г. мы начнем жить в формате Евразийского экономического союза. О том, какие перспективы откроются не только для отечественных товаропроизводителей, но и рядовых граждан стран, входящих в ЕАЭС, мы попытались выяснить, беседуя с доктором экономических наук, профессором КГУ Сансызбаем Жиентаевым.

Сансызбай Мухаметгалиевич, сегодня существует несколько точек зрения на это историческое событие. Кто-то перечисляет плюсы, кто-то загибает пальцы, считая минусы. На ваш взгляд, чего все-таки больше?

– Давайте начнем наш разговор с общей оценки. Когда в 1994 году наш Президент выступал перед научной общественностью МГУ им. М. Ломоносова и высказал идею о необходимости создания нового интеграционного сообщества, то она была подвергнута московскими учеными в то время критике. Но, как мы видим через двадцать лет, жизнь показала, что он был прав. Я придерживаюсь мнения, что это важный и нужный шаг, но делать его нужно с учетом интересов отечественных товаропроизводителей. Собственно, на этом акцентировалось внимание и на первой международной конференции по вопросам ЕАЭС, которая недавно проходила в Костанае. Стоит задача создать единый механизм конкуренции всех товаров и услуг. Поскольку в дальнейшем движение к Единому экономическому пространству будет связано с тем, что каждая страна все же будет защищать интересы отечественного товаропроизводителя, и это вполне естественный процесс.

Тем не менее эксперты прогнозируют вероятность того, что с января на казахстанский рынок хлынет поток товаров из России и Белоруссии, что, конечно же, отразится на отечественном производителе. Вот только большой вопрос: каким образом? Станет ли это для него стимулом в борьбе за рынок и качество продукции или он откажется от соперничества?

– Безусловно, конкуренция ожидается жесткая. Но я убежден, что она будет стимулировать развитие отечественного производства, тем более что в Казахстане для этого созданы весьма благоприятные условия. На той же конференции, о которой я уже говорил, замечали, что мы можем быть достойными соперниками в агропромышленном комплексе, но и здесь без помощи государства не обойтись. Ведь, к примеру, если у нас дотации на производство сельхозпродукции составляют 4,9%, то в Белоруссии – 18%. А потому, естественно, что белорусский продукт оказывается при такой поддержке наиболее конкурентоспособным. Надо сказать – это мировая практика. К примеру, в Германии, где я в свое время работал в течение пяти лет, производство аграрного сектора также дотируется государством. Только там дотации адресные. Государство оказывает помощь тем компаниям, которые выпускают наиболее качественную продукцию. Не дотируется у немцев разве что производство свинины, поскольку это направление в мясопроизводстве считается прибыльным – его продукция потребляется не только среди собственного населения, но и экспортируется в больших объемах за рубеж. Поэтому, я считаю, что серьезные государственные дотации в агросекторе должны сохраняться на протяжении ближайших 10-15 лет. Исключение может составить разве что зерновой рынок.

Получается, что если сегодня рассмотреть сферы, где мы могли бы попытаться достойно конкурировать, то на сельском хозяйстве, а, точнее, на производстве зерна, этот список и ограничивается?

– Это предварительные прогнозы, но судите сами. Мы ведь не можем конкурировать с белорусами в производстве тракторов, поскольку известный в свое время Павлодарский завод был закрыт. Также мы не можем представить на рынок холодильное оборудование. Остается сектор автомобилестроения, но здесь тоже много вопросов. Мы говорим о том, что в Казахстане выпускается порядка 5000 автомобилей в год, но, например, тот же «Ssang Yong» считать произведенным у нас автомобилем достаточно сложно, поскольку делают его в Корее, затем разукомплектовывают, а у нас собирают заново. Вот если бы этот автомобиль не мог выйти на рынок без какой-то детали, которая производится именно в Казахстане – пусть это будет дверь или какой-то болт – вот тогда мы могли бы смело говорить о казахстанском бренде. И, я думаю, в этом направлении нам и нужно двигаться в будущем.

Сансызбай Мухаметгалиевич, с момента подписания договора о ЕАЭС в мае, ситуация в мире серьезно изменилась. Это и сложные взаимоотношения России с Западом, санкции и эмбарго, падение курса рубля... Как вы считаете, для казахстанских товаропроизводителей чем это все может обернуться?

– Если рассматривать с позиции интересов нашей страны, то мы можем иметь здесь достаточно плюсов. К примеру, порядка 260 тысяч тонн мяса птицы Россия импортировала в свое время из стран ЕС. На сегодняшний день эта ниша постепенно занимается Казахстаном. Причем представители российских бизнес-кругов, которые приезжают к нам, заключают договора на поставку мяса птицы не только с крупными и средними хозяйствами, но и мелкими КХ. Это очевидный плюс, а минус в том, что все виды мяса у нас вывозятся прямо тушами, практически в необработанном виде. В то время как нам нужно вывозить его в виде консервов, колбас, паштетов и так далее. Это дало бы ощутимый импульс для развития собственного производства. Пока же у нас по-прежнему остается сырьевая направленность.

Если отсечь стенания по поводу того, что россияне больше не увидят хамон и прошутто и поставить вопрос так: насколько реально сегодня в условиях глобализированного мира отдельно взятой стране в одиночку закрыть проблему собственной продовольственной безопасности?

– По данным ООН, страна обладает продовольственной безопасностью в том случае, если на 85% обеспечивает свое население продуктами, произведенными самостоятельно. Оставшиеся 15% – это сок манго, консервированная папайя и так далее, одним словом, то, чего у нас нет в силу климатических или еще каких-то условий. Давайте посмотрим на полки наших магазинов. У нас больше половины продовольствия завозится из других стран. Поэтому вопрос продбезопасности стоит остро не только для России, но и для нас. И в принципе, для всех стран постсоветского пространства. В мире есть только несколько государств, которые обеспечены полностью собственным продовольствием – страны Евросоюза, Канада, США и Япония.

Вот поэтому и нужен ЕАЭС, чтобы и мы смогли для себя решить эту проблему. Поскольку общий рынок заставит нас стимулировать производство собственных продуктов, к тому же программа, связанная с новым индустриальным развитием Казахстана, предполагает строительство заводов по переработке сельхозпродукции.

Еще один момент, который был озвучен в рамках вступления Казахстана в ЕАЭС и сейчас обсуждается активно на разнообразных форумах в Сети – это благоприятные условия для миграции. Не потеряем ли мы квалифицированные кадры, если какой-то процент людей решит применить свои профессиональные навыки в России или Белоруссии?

– Я не думаю, что у нас будет острый дефицит, но для рабочей силы Евразийский союз действительно открывает определенные возможности. Ведь по большому счету создание ЕАЭС для простых людей снимает многие проблемы. Начиная от свободы перемещения и более широкого выбора линейки продуктов. Это, безусловно, поднимет уровень жизни населения наших стран. Для этого у нас есть ряд объективных причин: общность территории, похожие природно-климатические условия, к которым люди адаптированы, отсутствие языкового барьера. А, главное, схожий менталитет и образ мышления. И поэтому люди будут стремиться туда, где будут больше платить. Такая тенденция присуща в целом всем государствам. В Германии я встречал людей, которые каждый день приезжали на работу в Баварию из Франции, потому что на конкретном предприятии им платили больше. А между тем им приходилось каждый день преодолевать до 250 километров. Так что в какой-то степени все будет зависеть и от работодателя. Я сомневаюсь, что люди будут уходить с того предприятия, где есть достойная заработная плата, профессиональный рост, хорошие условия труда. Ну и не нужно забывать, что в современном мире хорошая зарплата – это серьезный стимул для людей.

Правда, пока открыт вопрос, в какой валюте люди в недалеком будущем будут получать свою заработную плату. Несмотря на пример Европы, а она шла к единой валюте на протяжении 50 лет, ходят разговоры, что в ЕАЭС это может случиться за гораздо более короткий срок. К тому же Минск давно ратует за то, чтобы рассчитываться за нефть и газ в рублях...

– Безусловно, создание новой валюты – объективный процесс, к которому мы придем, но тоже не скоро. Для этого мы должны будем преодолеть ряд этапов. У нас, действительно, как и в ЕС, есть много предпосылок для создания единой валюты. Но, думаю, это будет возможным только тогда, когда действительно интеграционные процессы проникнут во все сферы жизни нашего общества, начиная от производства сельхозпродукции и заканчивая наукоемкими отраслями. А вот какая это будет валюта – алтын, рубль или какая-то другая – сложно предугадать...

Екатерина Горбик katushka707@mail.ru 53-02-08
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 6215
Комментариев: 0
Нравится: +1
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ГАЗ-21 (Волга), 1962 г., на ходу, один хозяин, форма и состояние не изменились, цена договор., без посредников, срочно. Тел. 8 (714-34) 95-3-79. 
* МАЗ седельный, тягач, 1993 г. + два п/прицепа (бортовой и контейнеровоз), 1992 г. Тел. 8-777-251-47-20. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* мотоцикл "Урал", хор. сост., 100 тыс. тг. Тел. 8-775-209-89-50. 
* Volkswagen Б-3 (универсал), 1992 г., цвет красный, объем двигателя 2 л, центр. замок, техосмотр 2018 г., 550 тыс. тг, торг. Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* Volkswagen Golf 3, 1995 г., моно, V 1,6. Тел.: 55-81-92, 8-705-960-45-29. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* редуктор заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66, ПАЗ (автобус); газ.баллоны 180 л на ГАЗ-53; мосты передние и задние, 37 зубов; головку блока на УАЗ. Тел. +7-771-429-97-15 (с 12.00 до 18.00).
* з/ч ГАЗель: обрешетка радиатора никель, б/у, 5000 тг; Audi: бампер задний, 4000 тг, гильзы диаметром 92, 2000 тг/шт. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ЗИЛ-130: коробка передач, водяной насос, компрессор, тормозные барабаны со ступицами на задний мост; Т-40: двигатель; МТЗ-80: топливный насос; тельфер на 250 кг. Тел.: 8 (714-43) 9-66-77, 8-777-650-41-19. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич: редуктор, лобовое стекло, головка блока, гильзы, поршни, кардан, дверь фургона 2715. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло, подушки двигателя; К-700: редуктор ВОМ; ВАЗ-21083: блок с коленвалом. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость