Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 23Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Другое время: «Конец атамана», или Эпилог к давнишней историиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Другое время: «Конец атамана», или Эпилог к давнишней истории

Другое время: «Конец атамана», или Эпилог к давнишней истории

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было
Не было у меня желания что-то еще писать про те давние дела. Не хотел удлинять очередную историю, памятуя, что длинные тексты все равно никто не читает до конца. И другой, самый важный на этом пути стопор. Ну кто я такой, чтобы с умным видом рассказывать о больших людях, которые когда-то мелькнули на моих горизонтах? А с другой стороны, я ведь журналист, просто пишу, что знаю и что удалось найти, не претендуя на какие-то дивиденды. В надежде, что кому-то станет интересно, и он захочет узнать больше. Все польза. Тем более, что прошлый мой рассказ вызвал вполне ожидаемую дискуссию. Хочешь — не хочешь, а надо продолжать. Итак...
Дело было летом, скорее всего, 1969 года. Комендант нашего общежития, выстроенного в стиле советского конструктивизма еще в 30-е годы, озаботился вдруг капитальным ремонтом. Всех, кого было можно, выгнали на каникулы, а кого не можно, поселили временно в просторных лоджиях без окон. Лето, Алма-Ата, теплынь, никто не жаловался. А если кто жаловался, так ведь никому не запрещено снять квартиру и жить в свое удовольствие. Нас, четверых студентов журфака, устраивала общага, и мы безропотно перебрались в ее лоджию.
Жаркое южное солнце нас не будило спозаранку, лоджия смотрела на запад. Близкий Свято-Никольский храм тоже не тревожил поутру колоколами. Молчал храм. Какие колокола, когда в любом вузе главным предметом был научный коммунизм. Будил нас трамвай. С улицы Пастера в 6 часов утра он выворачивал на нашу улицу Космонавтов. Это было далеко, еле слышно, но уже минут через пять со скрежетом и лязгом он останавливался под нашими окнами. «Никольский рынок», - возвещал кондуктор, и трамвай, с грохотом закрыв двери, катился дальше. Потом еще один, и еще. А мы додремывали и прикидывали, как прокормиться еще один день.
Нет, мы не голодали, кто же голодает, живя у самого рынка? Но так получилось, что стипендия кончилась, у всех разом, и дня три-четыре нам предстояло жить на пятьдесят копеек. У кого-то в пиджаке полтинник завалился за подкладку, был извлечен и распланирован на ближайшую перспективу. Кормил нас уже упомянутый Никольский рынок, подкармливал полтинник. С утра, выждав полной раскладки товара, мы переходили трамвайные пути и гуляли вдоль прилавков. В начале лета у нас в Кустанае народ еще суетился с рассадой, а в Алма-Ате рынки уже ломились от овощей и фруктов. Никто не запрещал покупателям пробовать все, что лежало на щедрых южных прилавках. Мы не покупали, но пробовали.
Фруктово-овощной диетический завтрак подкрепляли буханочка черного бородинского хлеба (6 копеек) и литр хлебного же кваса из ближайшей бочки (тоже 6 коп, по-моему, за литр). Мы могли бы прожить и неделю таким образом, но ранние фрукты-овощи, не знавшие тогда гербицидов и китайской химии, уже изрядно всем надоели. И когда нам предложили подработку, мы согласились с радостью и без раздумий.
«Казахфильм» снимал героический по тем временам боевик про подвиг советских чекистов - «Конец атамана». Нужны были парни в массовку, звали всех желающих, кто сдал или еще на сдал сессию. Платить обещали что-то около рубля в день. Большие деньги для измученных фруктовой диетой студентов! Целый день, оторвавшись от учебников, мы слонялись по студии и с интересом наблюдали, как делается кино. Со съемками, по закону подлости, получился пролет, они совпадали с экзаменом, и в кадр мы не попали. Очень жаль. Но день прошел не зря. До нас снизошел сам Владислав Стржельчик, блистательный актер театра и кино. Одетый в полковничий (или генеральский) мундир царской армии, он рассказывал нам о своей новой роли, о работе в театре, о всяких случаях из закулисной жизни.

 

Было безумно интересно общаться с таким человеком, потом мы по очереди с ним сфотографировались, и Стржельчик даже немного попозировал. На этом фото я в самом центре, внимаю словам великого актера. В этом фильме ему предстояло сыграть роль атамана Дутова, который с остатками своей армии ушел в Китай. Там его и достали длинные руки НКВД. Александр Ильич Дутов был застрелен в своем кабинете внедренным в его окружение Махмудом Ходжамьяровым. Сейчас бы это назвали терактом, что повлекло бы активные подвижки на дипломатическом поле. Может быть, даже посла бы отозвали для консультаций, а правительство Китая могло бы заявить протест.
Однако в те времена, 90 с лишним лет назад, было неясно даже, кто в конце концов станет законным правительством в самом Китае, и вылазка советских чекистов прошла незамеченной международной общественностью. В советской прессе промелькнула строчка о справедливом возмездии, но не более того. В те времена это было в порядке вещей: Лев Троцкий, Александр Дутов, Симон Петлюра, позже - Степан Бандера. Такие вот непохожие люди, так или иначе вошедшие в историю страны, были уничтожены агентами НКВД. А вот еще одна причина, по которой не хотел я вспоминать про этот фильм и знаменитых его создателей. Александра Дутова, пишут теперь, Владислав Стржельчик изобразил «в карикатурном виде как неуравновешенного и истеричного человека». Таким он был прописан в сценарии, таким актер его и сыграл.

 

Однако в жизни, если верить его современникам, Александр Ильич Дутов был совсем другим. И отношение к нему иное. Уже выходят о нем книги, в Оренбурге его почитают, как храброго полководца, в интернете встретил фото мемориальной доски. Есть цитаты и лестные характеристики Александра Ильича. В Оренбурге уже говорят о памятнике генерал-лейтенанту Дутову. Не хочу сильно углубляться в эту тему, поскольку ничего нового не открою, все есть в свободном доступе. Но чтобы не быть голословным, приведу пару выдержек из статей и выступлений Александра Дутова в разное время.

 

«Дутов работал не менее 12 часов в сутки практически без перерыва. Он был совершенно доступен для простых людей — любой человек мог прийти к атаману со своими вопросами или проблемами. Сам Дутов вспоминал: «Лично я занимал в Оренбурге несколько ответственных должностей, совмещая в себе военную и гражданскую власть. У меня было полдня военного и полдня гражданского, приходилось работать с 7 час[ов] утра до 2 час[ов] ночи. Личным примером я доказывал, что иногда существует 8, 14, 18-часовой рабочий день. Работая так, я просил граждан убедиться, что я не только говорю, но и делаю дело».
«Я люблю Россию, в частности свой Оренбург, край, в этом вся моя платформа. Партийной борьбы не признавал и не признаю. Если бы большевики и анархисты нашли действительный путь спасения, возрождения России, я был бы в их рядах, мне дорога Россия, и патриоты, какой бы партии они ни принадлежали, меня поймут, как и я их.»

 

 Александр Ильич Дутов. Один из самых известных его портретов

 

Нет, совсем не прост был атаман, если вглядеться в его воззрения и дела. Думал он не только об освобождении своего края и всей России, но и дальнейшем их государственном устройстве. Будучи выбит за пределы России, искал он союзников и копил силы для нового похода. И преуспел в этих делах. Не зря его считали одним из самых опасных врагов советской России. И если бы не удался первый теракт по его устранению, несомненно последовали бы еще и еще.
Странная история, в которой до сих пор много неясного. Убийцы ведь не были чекистами, скорее, контрабандистами, на что чекисты закрыли глаза. Басмачи — даже такое определение попалось в интернете. Как их заставили заняться этим нечистым делом, на чем поймали? Шантаж, обман, убийство, потом — возмездие. Впору снимать новый фильм про те смутные времена, когда убийство без суда и следствия считалось подвигом и киллерам дарили в награду именное оружие.
А. И. Дутов в Самаре

 

Вот таким получилось продолжение или эпилог к одному кусочку истории. Конечно же, всяческих жестокостей в ходе гражданской войны было достаточно с обеих сторон. А у меня в прошлом материале был явный перекос в сторону красных сил, не спорю. Но что было в основе той моей истории ? Воспоминания партизан, не красных, не белых, а просто партизан, которые бились за свой клочок земли, хату, у кого какая была, за свою семью. Бились против белой армии, возмущенные дикой жестокостью по отношению к простым крестьянам. Причем, и это уже документально доказано, никаких большевиков и тем более коммунистов в рядах этих партизан зачастую не было.
Сегодня об этом можно спокойно писать, а лет двадцать назад за одни такие мысли можно было загреметь, куда Макар телят не гонял. Было множество событий, которые просто замалчивались или именовались антисоветскими выступлениями. Это когда армия выдающегося командарма Михаила Тухачевского травила газами партизанскую армию крестьян в Тамбовской губернии. Того самого Тухачевского, освободителя Кустаная. Но у меня таких мемуаров с живыми примерами из Кустанайской истории не было. Отсюда и результат.
Конечно же, можно было одной фразой упредить это неравновесие в пользу советской власти. И если бы сам я не увлекся своими историческими «открытиями», я бы это сделал. Но тогда бы не было и споров по поводу тех событий. Спасибо всем, кто читает это, спорит и потом старается докопаться до истины.
Владимир МОТОРИКО motoriko_v@mail.ru 54-18-35
Просмотров: 2273
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-21214 (Нива), 2014 г., цвет белый, с небольшим пробегом, эксплуатировалась только по городу, без ДТП, стоит в гараже, вложений не требует, инжекторная, 2 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-231-02-26. 
* ВАЗ-2107, 2000 г., цвет белый, ГБО, сигнализ., хор. сост., 650 тыс. тг. Тел.: 55-32-24, 8-705-215-18-49. 
* ЗИЛ-130 с прицепом; ГАЗ-53 (бензовоз), калибровка 4718, в раб. сост., цена договор. Тел.: 8-775-511-95-90, 8-777-375-59-53. 
* Kia Sportage, 2014 г., полный электропакет, в отличном состоянии, один хозяин. Тел. 8-777-259-55-88. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шины грузовые новые, пр-ва Китай: 9.00R20, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 315/80R22.5, 11.00 R20, 235/75R17.5. Тел. 8-777-396-41-58. 
* JAC S5, 2015 г., цвет белый, 5МКПП, 2 л, 51000 пробег, кондиц., подогрев передних сидений, видеорегистратор, не битый, следующее ТО в 2022 г., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-707-648-77-13. 
* з/ч К-700: погрузчик навесной, стрела; плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, водораздатчик 3 куб., насос для полива ДДН-80, рамки лущильника, 6 шт., скребки БДТ, 6 шт. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-523-00-30 (WhatsApp). 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.: катушка зажигания, б/у, недорого. Тел. 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот багажника; трамблер, генератор, стартер, карбюраторы. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Москвич АЗЛК: двери, 4 шт., капот, 1 шт., подшипники, ступицы, шаровые нижние главных и рабочих цилиндр. Тел.: 25-85-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ: датчик бензобака, трос спидометра, трос ручника; ВАЗ-08,-09: стеклоподъемник левый; Москвич: помпа; Волга: трамблер. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ГАЗ-53: раздатка КПП под два кардана; ЗИЛ-120: водяной насос, масляный насос, карбюратор; КамАЗ-Урал: лебедка грузовая комплект, нов. Тел. 8-777-053-29-33. 
* з/ч ГАЗель, Волга: мосты, КПП, ДВС, кардан, блок, рессоры, двери, крылья, сиденья, головка. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗАЗ: ремкомплекты коренные, шатунные, стоп-сигнал нов.; М-412: трамблер сов. пр-ва; кольца М-72, диагональ 78,0. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина, диск фередо; К-700: редуктор ВОМ. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69:  мосты, КПП, раздатки, рессоры, двери, блок, рамы, двигатель, капот. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ: эл. лебедка; ВАЗ-01,-06: нижние рычаги усиленные, набор прокладок на двигатель, реактивные тяги; ВАЗ-02: крыло заднее. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая, диск железн. на 13. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5363 (кран), ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* дизельную эл. станцию 45 кВт передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* лапу СТС, 1200 тг, отопитель МТЗ, 25000 тг, щетку ЗАВ, 950 тг, седло прицепное на ЗИЛ-130, 180 тыс. тг, коробку КПП на К-700. Тел. 8-700-659-26-09. 
* масло моторное, трансмиссионное, всесезонное в канистре 10 л, 4600 тг, утеплитель на МТЗ, 10000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* резину на КПЭ-3,8 с дисками, лапы КПШ-9, лапы КПЭ-3,8, цилиндры. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ-31512, 1988 г., после кап. ремонта, цельнометаллич., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* Volkswagen Passat В-3, 1992 г., 1,8 л, моно, полный электропакет, цвет бордовый металлик, седан, 1 млн 150 тыс. тг, торг, варианты. Тел.: 8 (714-31) 5-79-05, 8-702-146-36-37. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, ремни сов. пр-ва, насос К-100/65-250. Тел. 8-777-283-34-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость