Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 23Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Был в селе филиал целиноградского вузаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Был в селе филиал целиноградского вуза

ДРУГОЕ ВРЕМЯ: Был в селе филиал целиноградского вуза

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

Как говорят в отдельных телепередачах,  пользуясь случаем, хочу передать привет...

Так вот, я тоже хочу передать привет  первым выпускникам Кустанайского филиала Целиноградского сельскохозяйственного института. Всем, кто еще работает или уже на пенсии, кто здесь живет, а кто далече. Сейчас это аграрный блок КГУ - Костанайского  госуниверситета, а тогда он был всего лишь филиалом, и даже не столичного вуза. Привет всем, кто первым в 1971 году окончил  филиал и пошел трудиться в совхозы, бригады, на фермы.  Конезавод  тогда уже стал поселком Заречным,  здесь же была создана Кустанайская государственная сельскохозяйственная опытная станция. Если короче – просто опытная станция. Со временем  ее возглавил Франц Христианович Шлосс, который  в числе первых защищал здесь диплом, а потом руководил опытной станцией и другими хозяйствами.

Мой репортаж с того события  был опубликован в "Ленинском пути" (ныне  "Костанайские новости")  в феврале  1971 года.

(Скачать увеличенную версию)

Обычный репортаж с рядового вроде бы события. Тогда, однако, было оно вовсе  не рядовым для области, в которой испокон веков учили только педагогов, а агрономов ковали в Алма-Ате, Целинограде, Троицке, Москве. Не ближний свет, даже и Троицк. А тут - хоть и филиал, но свой, рядом. Уже эта близость открывала шире двери для многих ребят из сельских школ, которые в основном и шли учиться в сельхозвуз. Директором филиала стал мало кому известный в то время главный агроном совхоза «Московский» Анатолий Александрович Образ. Кто-то сумел разглядеть в нем и организатора, и подвижника, который сумел собрать крепкий коллектив педагогов. Так бывает в жизни…

Насколько мне известно, господин Шлосс сейчас живет в Германии, а где и чем заняты остальные обладатели первых дипломов, не знаю. Многие, наверное, уже на пенсии. Откликнется кто - спасибо. Во всяком случае, знаю точно, никто не пропал, никому искать работу не пришлось. Время другое было - работа сама искала людей.

Да и хозяйство, куда  поселили филиал сельхозвуза,  было тогда другим, за опытом или на практику ездить никуда не надо было.  Опытная станция  в Заречном  имела такую научную и производственную базу, что сюда ездили за опытом со всего Союза.  Работать и жить здесь считалось  большой удачей. Директором станции был Николай Моисеевич Дядик, его замом  по науке - Аркадий Васильевич Артюшенко. Причем, как говорят, возможности Артюшенко директор ничем не ограничивал. Аркадий Васильевич мог пригласить и приглашал любого специалиста из любого конца СССР. Принимали людей по конкурсу, выбирали лучших. Нынешний зам. директора АО "Баян Сулу" Александр  Пыльский рассказал мне, что и его семья приехала в Заречный из Белоруссии - мама прошла по конкурсу и была принята на работу на опытную станцию заведующей отделом. Проблем с жильем  не было - хорошие квартиры или коттеджи давали сразу. Выплачивали подъемные, на зарплату тоже никто не жаловался.  Специалисты приезжали из России, Украины.

Это Артюшенко при поддержке Дядика сформировал творческий коллектив ученых, создал лаборатории и отделы, загрузил их работой. Сам же продолжил главное дело  своей жизни. Он не только доказал, что в Северном Казахстане можно сеять озимую  пшеницу, но и разработал технологию ее выращивания. В те годы,  специалисты помнят, в области сеяли до полумиллиона гектаров озимых и получали по 40 центнеров отличного зерна с каждого из них. Все, кто   работал с Артюшенко, помнят его как редкого энтузиаста своего дела, человека доброго и  увлеченного. Опытная станция  в те годы не только двигала науку, но и конкретно помогала производству. Мы,  в редакции, частенько морщились, когда приходилось печатать рекомендации ученых, а их, рекомендаций, было немало и на все случаи сельской жизни. Как-то, помню, выдалась дождливая весна, лило недели две подряд, в лучшие для сева сроки на поля нельзя было зайти и трактору.  Но и на этот случай  нашлись  советы, и мы их напечатали, отодвинув свои журналистские "шедевры".

Я еще раз перечитал свой репортаж из февраля 1971 года. Четыре фотографии, строк сто текста. Выпускники, темы дипломных работ. Публикую оттиск той газеты - может, кому-то будет интересно. Артюшенко в тексте упомянут, но его фото в газете нет. Сейчас пытаюсь вспомнить, почему не напечатали его снимок, и нахожу этому одно объяснение. Аркадий Васильевич и его идеи были настолько на  слуху, что мы боялись - как бы не примелькался в газете. Он часто бывал   в редакции, все журналисты знали его в лицо. К сожалению, мне редко доводилось  общаться с этим человеком. Защита и вручение дипломов - просто удачный  случай. 

Кто еще попал в кадр - не знаю. Лица знакомые, а назвать не могу. Знаю, что это и педагоги филиала, и сотрудники опытной станции. И чтобы никому не было обидно, назову, со слов Пыльского, ученых, которые в те годы работали вместе с Артюшенко и на ровном месте создавали научную лабораторию. И производственную базу тоже. Это (извините, могу назвать только фамилии) Адомяко, Гилевич, Ушаков, Рычагова, Пыльская, Чепракова, супруги Кудашевы, Емнонов, Оразбаев, Петренко, Смирнов, Акулов, наш хороший знакомый Андрей Удовицкий и многие другие.

 

Аркадий Васильевич Артюшенко, к великому сожалению, трагически погиб в автомобильной аварии, и эта беда практически свела  на нет его идею с озимыми. Их  у нас сеют, но совсем немного, и только рожь. Говорят, климат  не подходит.

Вот такой получился привет. И первым выпускникам нашего первого сельхозвуза, и ученым, которые тогда работали в науке и в этом вузе готовили себе смену.

Дай бог, чтобы новой смене  пришлось пореже обивать чьи-то пороги в поисках работы. В чем–чем, а уж в этом первые выпускники были счастливее нынешних.

Владимир МОТОРИКО motoriko_v@mail.ru 54-18-35
Просмотров: 1872
Комментариев: 0
Нравится: +6
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ГАЗ-21 (Волга), 1962 г., на ходу, один хозяин, форма и состояние не изменились, цена договор., без посредников, срочно. Тел. 8 (714-34) 95-3-79. 
* МАЗ седельный, тягач, 1993 г. + два п/прицепа (бортовой и контейнеровоз), 1992 г. Тел. 8-777-251-47-20. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* мотоцикл "Урал", хор. сост., 100 тыс. тг. Тел. 8-775-209-89-50. 
* Volkswagen Б-3 (универсал), 1992 г., цвет красный, объем двигателя 2 л, центр. замок, техосмотр 2018 г., 550 тыс. тг, торг. Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* Volkswagen Golf 3, 1995 г., моно, V 1,6. Тел.: 55-81-92, 8-705-960-45-29. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* редуктор заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66, ПАЗ (автобус); газ.баллоны 180 л на ГАЗ-53; мосты передние и задние, 37 зубов; головку блока на УАЗ. Тел. +7-771-429-97-15 (с 12.00 до 18.00).
* з/ч ГАЗель: обрешетка радиатора никель, б/у, 5000 тг; Audi: бампер задний, 4000 тг, гильзы диаметром 92, 2000 тг/шт. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ЗИЛ-130: коробка передач, водяной насос, компрессор, тормозные барабаны со ступицами на задний мост; Т-40: двигатель; МТЗ-80: топливный насос; тельфер на 250 кг. Тел.: 8 (714-43) 9-66-77, 8-777-650-41-19. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич: редуктор, лобовое стекло, головка блока, гильзы, поршни, кардан, дверь фургона 2715. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло, подушки двигателя; К-700: редуктор ВОМ; ВАЗ-21083: блок с коленвалом. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость