Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Другое время: По ночам, говорят, только шайтаны летаютКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Другое время: По ночам, говорят, только шайтаны летают

Другое время: По ночам, говорят, только шайтаны летают

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

Собственно говоря, это продолжение моей бесконечной истории про авиаторов. Почему так? Да потому что каждый из нас где-то в глубине души скрывает желание полететь. Нет ничего сильнее чуда полета, даже если крылья из металла, а вместо сердца пламенный мотор. Не случайно любой разбогатевший человек тут же покупает летательный аппарат. Кто-то дельтаплан, кто-то вертолет, кто-то бэушный кукурузник. В ущерб себе, но чтобы исполнилась давняя мечта.

Вот такая затравка к незамысловатой истории, в которой, однако, будут и интрига, и засада на шоссе, и упомянутые в заголовке шайтаны. С них, пожалуй, и начну, чтобы не томить напрасно читателя. Более того, признаюсь сразу, никто не видел этих самых шайтанов, одни разговоры, и слава богу.

Как-то, прилетев не помню откуда, я пожаловался на Аэрофлот моему соседу и товарищу Володе Мудрову. Оговорюсь, таких соседей и товарищей уже не бывает в природе, повывелись, потому и запал он в мою память. Так вот, жалуюсь ему, как представителю нашей славной гражданской авиации и ее технической касты бортинженеров и бортмехаников:

- Скажи мне, пожалуйста, расписание полетов не садисты ли составляют? Ну, кто это выдержит и кому это нужно: вылет рейса в 6.00 утра. Это же каким-то образом надо хотя бы к 5 часам в аэропорт успеть, что невозможно. А наиболее реально приехать к полуночи, с последним автобусом и маяться до утра в неудобном кресле и в холодном зале. Зачем такая гадость людям делается?

Ну, он мне объясняет, что страна большая, рейсов много, и чтобы их более менее равномерно разнести по времени, составляется такое расписание. Я подумал и признал, что в чем-то он прав, и главное не наши удобства, а безопасность полетов. В семидесятые годы, о которых идет речь, в этой самой безопасности никто даже не сомневался. Катастрофы в воздухе были настолько редки, что о них и не знал никто. Просто не писали, чтобы не знали и не волновались зря. Правда, на Западе оно бывало, и об этом сообщали наши СМИ с показным сочувствием. А у нас – ни ни!

- А знаешь, - продолжил Мудров, - есть в мире страна, в которой вообще по ночам не летают. Правда, там и летать-то особо не на чем, но все же.

А было так. Выпало как-то экипажу, в котором он служил бортмехаником, лететь в Улан-Батор. Ну, полетели, вечером еще, но пока долетели, пала ночь на древние степи. Прилетают заполночь, а темень везде, ни зги не видать. Кое как с помощью известных русских выражений, которые в Монголии тоже были в ходу, подключив к этому делу бортовое радио, заставили зажечь на земле посадочные огни и самолет сел.

Не помню, как решилась проблема трапа, но выбрался экипаж из машины и идет в сторону аэровокзала. И там темень, и все на замках. Столица, блин! Кулаком постучали, их, звеня ключами, впустили. Спрашивают, что у вас тут, лампочки сгорели все разом? Нет, отвечает ключник, просто у нас по ночам нет рейсов. Ночью только шайтаны по небу летают, а нам зачем?

Может быть сейчас, когда монголы тоже строят капитализм, стали они летать по ночам, но сомневаюсь. Традиции — великая сила.

У нас же таких традиций не было, и потому летали в любое время суток и, было дело, даже в непогоду. Рисковать не рисковали, но расписания держались строго. По московскому самолету вообще можно было сверять время. Глянешь со своего седьмого этажа вдаль, за Наримановку, и видишь, как самолет заходит на посадку. И точно, рейс 510 Алма-Ата — Кустанай — Москва. И обратно, рейс 509. Ходили самолеты каждый день, и не какие-нибудь тихоходы, а надежные и удобные ТУ-154.

В те благодатные семидесятые годы я считал «тушку» шедевром советского самолетостроения. Да не только я, все так думали. Боже мой, летишь в Алма-Ату, тебя кормят в полете холодной курицей и ты при этом спокойно покуриваешь болгарские сигареты «Стюардесса». Сервис, не хуже, чем на Западе. Даже лучше, потому что летишь за полцены по студенческому билету, за какие-то несчастные 14 рублей! Это ровно половина тогдашней студенческой стипендии, а на повышенную (35 рублей) можно было и в Москву слетать. И еще два рубля на мороженое бы осталось, на самое лучшее в мире московское мороженое. Так вот, летишь, обедаешь, дым пускаешь, на облака смотришь. При посадке тебе, конечно, напомнят, что надо бы пристегнуться и погасить сигарету. Нет проблем, погасим. Сели, сказали стюардессе спасибо и пошли по своим делам. Аплодисментов не было, это потом уже вместе с капитализмом пришло — благодарить таким образом экипаж и его командира.

Я прекрасно помню, как эти самые «тушки» сменили на самом ходовом маршруте сильно поношенные ИЛ-18. Журналисты сразу двух областных газет собрались в аэропорту Кустаная, да плюс корреспондент областного радио, даже городское начальство приехало. И вот он уже, на подлете, серебристый красавец ТУ-154. Самолет пошел на снижение, промчался на бреющем полете над бетонкой и пошел на второй круг. Когда он, наконец, сел и к его телу подкатили два трапа, нас всех запустили на экскурсию вовнутрь. Мы прошли, благоговея от немыслимой после старичка ИЛа роскоши, а в невидимых динамиках все это время приятный женский голос пел нечто французское.

Из вредности отмечу, что этот же голос так и пел ту же самую песню все время, пока «тушки» летали через Кустанай на Москву. Репертуар долго не меняли.

Летать в те годы доводилось часто, самолет был столь же доступен, как и автобус. Но чаще всего, конечно, в Алма-Ату. А потом и в Москву довелось, да не раз, и все по делу. В эти самые годы в газете нашей писали не только о подвигах чабанов и привесах доярок. Хиленький поначалу отдел информации разворачивался на всю большую последнюю страницу. Много писали о спорте, об охране природы, о рыбаках, мощно зазвучала вдруг охотничья тема. Рубрика была, помнится, «Пока горит костер» - столько всяких любопытных баек там печатали. Сами не ожидали, столько было благодарных писем и вообще, как тогда говорили, откликов.

Стали писать про туризм, чего вообще до того не делали. И, сами того не ожидая, попали в струю. Эту тему, как выяснилось, холил и лелеял Международный союз журналистов, пишущих о туризме. Наша газета примкнула и стала полноправным членом. В Алма-Ату на всякие форумы по теме ездили, как к себе домой. А потом и в Москву позвали, обменяться опытом. Ну, так это мы всегда готовы.

Приезжаешь в столицу, как солидный человек, тебе уже забронирован номер в гостинице «Урал», все оплачено. Гостиница, правда, дряннее нашей в те годы, но ведь Москва, самый центр! До заветного Дома журналистов пешком ходили, опять же и ГУМ, и Детский мир неподалеку. Одно нехорошо — из аэропорта добираться целая проблема, да и назад, в Домодедово, не легче.

. И тут кто-то из журналистов подсказал мне, что есть такое чудо — городской аэровокзал. Доезжаешь до него на метро за пять копеек, спокойно проходишь регистрацию, и автобус везет тебя прямо к трапу. Один раз мне этот трюк сошел с рук, второй раз, конечно же, фокус не удался. А так хорошо все начиналось! Доехал на метро, сижу, жду, когда объявят мой 509-й рейс. А его как будто забыли. Вот и время уже подошло, пора бы уже! Не вытерпел, подошел к справочной. А мне симпатичная такая девушка вся из себя аэрофлотская, спокойненько говорит: «А этот рейс уже год как здесь не регистрируется». На дурацкий вопрос, как же мне быть, она хладнокровно посоветовала брать такси и ехать в Домодедово. Времени-то уже практически нет.

Хороший совет. Сюда из аэропорта я приехал на такси с подсадкой, за 25 рублей, а это четверть моей тогдашней зарплаты. На обратную дорогу оставил на всякий случай трояк. Ну, пирожки в аэропорту купить, соку попить. Такая вот интересная ситуация, которая поначалу бросает в жар и в пот, а потом заставляет шевелить извилинами.

Что делать? Ведь здесь даже билет не сдашь, потому что, скорее всего, не возьмут, из

принципа. Не наш рейс, не наш билет, гуляйте мимо кассы, молодой человек со своим загадочным рейсом. А над головой из невидимых динамиков звучит приглашение пройти к автобусу пассажирам рейса на Новосибирск. И ноги сами несут туда, где счастливые сибиряки грузятся в свой автобус. Минут несколько до отправления, а других вариантов и нет. Кто же меня повезет за три рубля из центра Москвы в Домодедово?

Как я уговаривал водителя автобуса взять меня «зайцем» или за три рубля, сейчас уже и не вспомню. Но, видимо, был убедителен, даже билет показывал, карманы выворачивал. В конце концов, шофер пожал плечами, впустил меня в автобус, но предупредил. «Знаешь, - говорит, - мне не жалко и твоего трояка не нужно. Но на дороге у нас часто проверяют, не возим ли какой левак, тетки злые, так что если высадят, я не причем». Ну что поделаешь, выбора-то нет, сел в уголочек, и делаю вид, что дремлю. За окном в ночном мраке мелькают то березки, то рябины, то какие-то трубы. И, конечно, по закону подлости вот она, засада!

Автобус тормозит, шофер ищет меня глазами и разводит руки. Типа, я же предупреждал. Злые тетки, сразу три, входят в салон и не спеша, предвкушая, видимо, удачную охоту, движутся по проходу. А вот и «заяц», как и предполагалось. Честное слово, если бы я мог, спрятался бы под сиденье. Но разве ж туда влезешь! А чемодан, набитый гостинцами из «Детского мира»? В общем, как шофера уговаривал, так и этих злых теток. Одна уже, было, радостно полезла доставать бланки каких-то суровых протоколов, но другая, судя по всему, командирша, ее остановила. Взяла мой билет, посмотрела на время отправления и говорит: «Пока мы протокол составлять будем, его самолет улетит. Бог с ним, пускай едет».

Жаль, не спросил имени тетки, сгоряча еле успел спасибо промямлить. Шоферу пожал руку: спасибо, друг, выручил!

И вот уже Домодедово, вокзал сияет огнями, идет посадка на какие-то рейсы. Простенький был тогда аэровокзал, без особого сервиса, но и без столичных закидонов. К его манящим огням я бежал вприпрыжку, несмотря на чемодан и навострив уши на объявления о посадках. Да что там объявления! Едва влетев в ближайшую дверь, я сразу увидел куцый хвост очереди на наш рейс. Без таблички на стойке и без объявления по радио понял: наши стоят! Не могу сказать, как их узнал, но я ни секунды не сомневался, что это они, кустанайцы, человек десять еще, стоят на регистрацию. Мятые пиджаки, нестриженые затылки, да что там думать, это они. И, по-моему, я был не последним, кто-то еще встал за мной в очередь. И это было счастье: успеть на свой рейс, улетающий в самое неподходящее для нормального человека время.

Спасибо тебе, неизвестный водитель. Спасибо вам, безымянные и совершенно не злые тетки. Спасибо, Домодедово, что я сразу же попал к своей стойке, а не метался по твоим залам в поисках регистрации.

Когда самолет набрал высоту, первые лучи восходящего солнца осветили салон. Сосед у окна задернул шторку, в динамиках зазвучала и тут же умолкла знакомая французская песенка. Видимо, экипаж решил в пять утра дать пассажирам поспать, если у кого получится. А песенки потом можно будет включить, в более удобное для оптимизма время. Я потянул из кармана пачку сигарет, но передумал: зачем травить воздух в такую рань. Вместе с пачкой сигарет в карман опустился неразменный трояк.

Интересно мне, а если бы все это произошло в наши дни, был бы у меня шанс добраться до аэропорта? Без копейки и за «спасибо»? Наверное, все же был, потому что как нашего человека ни загоняй в капитализм, он все равно останется человеком. Даже с модной стрижкой, в турецком пиджаке и с банковской карточкой в кармане. Но, конечно, возможны варианты.

А на снимках, разумеется, женщины, причастные к теме авиации. Будем считать это еще одним запоздавшим поздравлением с днем 8 Марта. Это те, кто отправлял нас в полет, объявлял наши рейсы, летал с нами во все концы страны. Среди прочих затесался и снимок пульта с обозначениями городов, куда можно было долететь из Кустаная.

Владимир Моторико.
Фото из архива Василия Середенко.

Просмотров: 2918
Нравится: +4
Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. г. Костанай, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* лобовые стекла для УАЗ и других грузовых а/м. Тел. 8-775-210-00-18. 
* трактор К-744 Р1, 2006 г.в., двигатель ЯМЗ-238 НД5, питерская сборка, всё в рабочем состоянии, 20 млн тг, торг. Тел. 8-777-211-75-20. 
* домкрат гидравлич., 12-тонник советского пр-ва, 16500 тг; шины зимние 195х65х15, б/у 1 сезон, 11500 тг; бампер алюмин. новый на ВАЗ-21213, 14500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Daewoo Matiz: рейка рулевая, нов., 40 тыс. тг.; Hyundai Tucson: пороги, б/у, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* з/ч Mitsubishi Carisma 1996 г.в.: стойки передние по 4500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич 412: редуктор, чулок моста, полуось, переднее правое крыло АЗЛК, гильзы, поршни, кулиса переключения скоростей, лобовое стекло. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезину зимнюю шипованную "Nokian HakKapeliitta", 2 шт., б/у, 40000 тг; радиатор медный печной на ВАЗ-2108, 24500 тг; адаптеры и вставки алюмин. на Volkswagen, 3500 тг; фильтр масляный новый, 1800 тг. Тел. 8-775-499-41-94. 
* авторезины: "Sprint" 175R14/88, 1 шт., "Dayton" 195/65R15, 1 шт., "Continental" 195/65R15, "Pirelli" 195/60R14. Тел. 8-777-447-37-26. 
* авторезины: "Nokian" летняя 155/80R13 2 шт., зимняя шипованная, 2 шт., по 10000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* Audi-89, 1990 г., цвет вишня, отл. сост., цена договорная. Тел. 8-705-462-92-04. 
* ВАЗ-2114, 2011 г., один хозяин, отл. сост., цвет "космос", сервисная книжка, комплект зимней резины, 2 млн тг, или поменяю на новый а/м с моей доплатой. Тел.: 8-707-341-48-08, 8-777-390-05-87. 
* ВАЗ 2190 Granta FL 2021 г., цвет серебро, 1,6, отл. сост., учет РК, 5 млн 500 тыс. тг. Тел. 8-700-674-40-47. 
* Volkswagen Passat, 1990 г., цвет синий, 1,8, седан, хор. сост., 1 млн 350 тыс. тг. Тел. 8-707-321-10-79. 
* з/ч Audi, Volkswagen: генератор, 14В 45А, 15000 тг. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ВАЗ-2103: коллектор карбюратора, б/у; Москвич: блок мотора, новый, передний тормозной поршень. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч ВАЗ-2106: головка двигателя, хор. сост., 20000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч ВАЗ-21213: бампер усиленный противоудар., алюмин., 16500 тг; резину зимнюю шипован. 195/65/15 по 11500 тг; дверь металлич. утеплен., 22500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мосты, КПП, радиаторы, карданы, рессоры, балки, капот, двери. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч ГАЗ-53: карбюратор, хор. сост., 8000 тг. Тел. 8-777-054-04-98. 
* з/ч Ода (ИЖ 2717): радиатор печки, карта левой двери, передние супорты тормозные, датчик бензобака. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч Москвич-412: карбюратор новый, 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* з/ч Москвич: моторный блок в сборе с поршневой группой и шатунами, после ремонта, головку блока. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч Москвич: зимнее колесо, 2 шт., верхний багажник. Тел. 8-771-963-89-04. 
* з/ч Москвич-412: полуоси, новые. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: мосты, коробки, блок, рессоры, радиатор, раздатки, головка, карданы, двери, салон. Тел. 8-777-792-29-99. 
* з/ч мотоцикл "Урал" М-72: зажигание  с автоматом опережения, реле поворотов с коробкой предохранителей, два зеркала. Тел. 8-705-562-29-35. 
* з/ч крышку маслонасоса Москвича с креплением под фильтр для ВАЗ; Москвич: редуктор заднего моста. Тел. 8-705-562-29-35. 
* диски железные R13, авторезину летнюю на железных дисках R13, камеры R13, б/у, хор. сост. Тел. 8-707-341-48-08. 
* авторезину 205/70R16, б/у. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* авторезину M+S "Nokian" б/у, 255/65R17, 4 шт., 30000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину M+S импортная, б/у, 115/50R17, 4 шт., 20000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* авторезину "Matador" (всесезонная) б/у, 235/75R15, 2 шт., 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* Ниву-2121, 1989 г.в.; редуктор ВОМ на К-700; диск сцепления, корзина на Урал, МАЗ; ГАЗ-66 на запчасти. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* дубленку светлую длинную, р. 50-52, 20000 тг. Тел.: 8-747-594-78-42, 8-705-544-58-30. 
* блузки для девочки 15 лет; три отреза. Тел. 54-18-77. 
* ботинки для мальчика, р. 36-37, отл. сост., 3000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24. 
* брюки болоньевые (Германия), р. 54-56. Тел. 8-777-538-90-35. 
* брюки муж., р. 48-50, нов. и б/у по 1000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* брюки теплые новые. Тел. 8-705-562-29-35. 
* вещи, обувь. Тел. 8-708-331-33-87. 
* вещи женские, р. 46-48-52, хор. сост., недорого. Тел. 8-707-665-37-91. 
* вещи женские, подростковые, недорого. Тел.: 8-775-290-45-84, 8-777-626-81-05. 
* джинсы для девочек, хор. сост., цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* дубленку (Турция), жен., р. 44-46, мех натур., цвет черный, отл. сост., 25000 тг, торг. Тел. 8-776-714-48-77. 
* дубленку (Турция), цвет черный, р. 50, нов.; шубы из овчины ручная работа, р. 48-50, б/у, 15000 тг. Тел. 8-705-193-94-60. 
* дубленку, макинтош муж., отл. сост. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* дубленку муж. (Турция), нов., 80000 тг, торг; дубленки из овчины, ручная работа, р. 50-52, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* комбинезон лётный меховой, р. 50. Тел. 26-21-57. 
* комбинезон для девочки до года; валенки на резиновой подошве, серые, нов. р. 42-44, черные б/у, р. 37-38. Тел. 50-17-21. 
* комбинезон , зимний. Тел.: 26-34-01, 8-705-450-37-93. 
* костюмы муж., р. 46-48, 50-52 (брюки можно отдельно), б/у, цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* костюмы муж., р. 48-50, отл. сост. по 5000 тг, рубашки по 500 тг. Тел. 8-777-650-81-14. 
* комбинезон жен., р. 44-48 (Румыния), кофты жен., р. 50, тапочки молдавские, р. 23,5, 24, 25, сапоги цигейка жен., р. 38, сапоги детские р. 34-35, всё нов. Тел. 50-18-02. 
* пальто, шубы. Тел. 8-702-498-77-14. 
* плащи кожаные, цвет черный, хор. сост., р. 42-44, цена договор. Тел. 8-707-665-37-91. 
* полушубки, р. 50-52, хор. сост., недорого; фуфайки, р. 46-52, ватники, новые, р. 50-52, сапоги резиновые, р. 37-38, б/у, недорого. Тел. 50-17-21. 
* сапоги жен., осенние, обувь летнюю, р. 36; воротники (песец, енот), жилет жен., р. 46. Тел. 8-701-769-42-77. 
* фрак на мальчика 6-8 лет, цвет белый, б/у, цена договор. Тел. 8-705-193-94-60. 
* шапки норковые муж., жен., р. 57-59, б/у, шубу новую для девочки, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17. 
* шубу нутриевую с капюшоном, воротник песец, р. 48-50, отл. сост., 3000 тг. Тел. 8-777-620-43-38. 
* шубу (голубая норка) с капюшоном, жен., р. 46-48, отл. сост., 85000 тг; макинтош муж., нов., темно-синий, р. 48-50, 15000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу цигейковую муж., цвет черный, р. 50-52, нов., 45000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу норковую, р. 52, 50000 тг. Тел.: 50-27-49, 8-705-103-87-58. 
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран