Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 25Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Жизнь как орнаментКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Жизнь как орнамент

Жизнь как орнамент

В доме аркалыкчанина Шоптибая БАЙДИЛЬДИНА одна из комнат принципиально отличается от других. Тем, что все стены в ней украшены картинами хозяина дома, а на картинах – казахские национальные орнаменты, знатоком которых и является Байдильдин. И таких людей в Казахстане по пальцам перечесть.

Семейное дело

– Вы замечали, что в казахских орнаментах почти всегда присутствует элемент под названием «кошкар муйиз», то есть бараний рог? – Шоптибай Байдильдин указывает на одну из своих картин. – Казахи ведь всегда были скотоводами, и это было значительной частью их быта…

Об орнаментах он может говорить часами. Кто бы мог подумать, что человек, столько лет бывший партийным работником в Стране Советов, теперь стал настоящим хранителем традиций. Шел он к этому всю жизнь, скрупулезно, старательно, как будто это дело было у него в крови, а может, так оно и есть. И именно благодаря ему он сейчас может рассказать о том, что орнамент, подходящий для дерева, совсем не идет к изделиям из металла и серебра.

– Мой дядя, папин брат, мог из ничего за час соорудить сундук. Вот он берет банки из-под консервов, расплавляет их, вырезает из газеты орнамент, переводит на будущий сундук, делает еще несколько движений – и изделие готово. Я всегда с интересом наблюдал за тем, как он работает, а потом начал сам рисовать людей, животных. Но отец мой был строгий религиозный человек, читал Коран, который запрещает изображать человека. Отругал меня отец несколько раз, и я перестал рисовать людей, но орнаменты не бросил. И потом всю жизнь не выпускал из рук ножниц. И когда служил в Прибалтике, украшал ленинскую комнату в части, а потом занялся своим кабинетом, когда был секретарем парткома в Амангельдинском районе.

В 1991 году, когда партия прекратила свое существование, Шоптибай Байдильдин полностью посвятил себя любимому делу. Начал делать сундуки, стал мастером по дереву и металлу. А однажды, когда Токтар Аубакиров приехал в Торгайский регион, в совхоз, названный его именем, и на открытие школы привез с собой 50 космонавтов из Москвы, то для каждого из них в подарок Шоптибаю был заказан сундук. Чем он и сейчас очень гордится. Каждый из сундуков был расписан, конечно, казахскими национальными орнаментами.

А теперь о том, почему он считает, что орнамент – это не просто «закорючки», а наша история и, возможно, будущее.

Философия узора

– Орнамент появился у казахов раньше, чем письменность, – говорит Байдильдин. – Сначала как элемент родового знака-танба, которым каждый род стремился выделить свою индивидуальность, а затем и как самостоятельное искусство. В любой орнаментальной композиции представлена картина мира, вечная борьба добра и зла. Особое значение в казахском орнаменте имеет тре­угольник, он – символ трех стихий: воды, земли и воздуха. Знаменитые бараньи рога, размещенные в треугольнике, означают силу огня. Орнамент был не только красивым элементом декора в казахских юртах, но и служил оберегом, окаймляющим входы и выходы, края и скрепления жилища. Именно поэтому так много орнаментов на юртах, на одежде, посуде, головных уборах.

Кстати, по словам мастера, узор может быть хаотичным, орнамент – никогда, в нем есть симметрия, в нем смысл – и именно этим он отличается от узора. Хотя и то и другое очень часто путают. Имеет значение и цвет. Казахи использовали традиционные цвета: синий – небо, черный – земля, желтый – мудрость, зеленый – весна. Словом, в орнаменте ничего не бывает просто так.

Все эти знания Шопти­бай ага почерпнул из исторических трудов, которые тщательно искал всю жизнь. Их было мало, но они были. И каждый из них он тщательно изучал. И это только кажется, что все орнаменты одинаковые, повторяй уже сделанное до тебя – и все. У каждого художника есть свое видение, он использует известные элементы, но картину пишет свою. Байдильдин автор более тысячи ‘bylbdblefkmys (орнаментальных композиций).

Будущее – в традициях

Несколько картин на стене отличаются от всех остальных. Они выполнены из кожи, что и необычно.

– Это не моя работа, это сделал мой сын.

– Но ведь это вы его научили?

– Отчасти да, отчасти он сам. У меня шесть сыновей, все умеют вырезать орнамент. Двое работают учителями труда в Астане.

Вот такая преемственность поколений. Значит, живо дело дяди, умеющего сделать сундук из ничего. На самом деле в своем увлечении народным искусством Шоптибай ага обращается не только к прошлому, беспокоится о настоящем и возлагает надежды на будущее.

– Я видел несколько работ казахстанских дизайнеров, так орнаменты на них кустарные, неаккуратные и невыразительные. Не нужно, чтобы каждый костюм был расписан, как комзол Аблай-хана, тоньше нужно работать, тщательнее.

Много лет наш герой носит идею о том, что казахскими орнаментами можно украшать здания, а не облицовывать их стеклом, что в Казахстане можно запустить ковровое производство именно с изображением орнаментов. Это будет выгодно, а главное, это поможет сохранять традиции.

В конце концов, некоторые слова все-таки возымели действие. Мастер является автором нескольких книг по искусству орнамента. А теперь книга Байдильдина на трех языках будет представлена на выставке ЭКСПО-2017. Кстати, найти рецензента для будущей книги очень сложно. Мало в Казахстане тех, кто может так же, как наш герой, разбираться в этом искусстве.

– Это, конечно, очень здорово, что мы идем в ногу со временем, приглашаем иностранных профессоров преподавать в наших вузах, но самое главное – не забывать то, что является исконно нашим. В детстве отец брал меня на рыбалку, охоту, я всегда был рядом с природой. Природа – это рисунок. Отпечатки на песке – это рисунок, лепестки цветов – это узор. Казахи знали это и именно потому создали орнаментальное искусство. И в этом искусстве не только наше прошлое, но и будущее.

Впрочем, в Казахстане уже сейчас есть мода на все национальное, так что, возможно, мечта Байдильдина о ковровом производстве вполне осуществима.

– Я думаю, если орнаментальное искусство не умерло в советские годы, оно не умрет никогда, – говорит Шоптибай ага. – Мы – дети степи, сохранившие свое наследие, которое нам теперь осталось только приумножать. Надеюсь, так оно и будет.

Дилара АРОНОВА dilara_0208@mail.ru 39-23-00
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 9623
Комментариев: 0
Нравится: +6
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ГАЗ-21 (Волга), 1962 г., на ходу, один хозяин, форма и состояние не изменились, цена договор., без посредников, срочно. Тел. 8 (714-34) 95-3-79. 
* МАЗ седельный, тягач, 1993 г. + два п/прицепа (бортовой и контейнеровоз), 1992 г. Тел. 8-777-251-47-20. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* мотоцикл "Урал", хор. сост., 100 тыс. тг. Тел. 8-775-209-89-50. 
* Volkswagen Б-3 (универсал), 1992 г., цвет красный, объем двигателя 2 л, центр. замок, техосмотр 2018 г., 550 тыс. тг, торг. Тел.: 8-702-701-58-67, 8-708-202-20-41. 
* Volkswagen Golf 3, 1995 г., моно, V 1,6. Тел.: 55-81-92, 8-705-960-45-29. 
* Ford Focus-3, 2012 г., цвет белый, автомат, автозапуск, диски титановые, 4 млн тг, торг. Тел. 8-771-028-17-32. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* редуктор заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66, ПАЗ (автобус); газ.баллоны 180 л на ГАЗ-53; мосты передние и задние, 37 зубов; головку блока на УАЗ. Тел. +7-771-429-97-15 (с 12.00 до 18.00).
* з/ч ГАЗель: обрешетка радиатора никель, б/у, 5000 тг; Audi: бампер задний, 4000 тг, гильзы диаметром 92, 2000 тг/шт. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч ЗИЛ-130: коробка передач, водяной насос, компрессор, тормозные барабаны со ступицами на задний мост; Т-40: двигатель; МТЗ-80: топливный насос; тельфер на 250 кг. Тел.: 8 (714-43) 9-66-77, 8-777-650-41-19. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Москвич: редуктор, лобовое стекло, головка блока, гильзы, поршни, кардан, дверь фургона 2715. Тел. 8-777-447-37-26. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло, подушки двигателя; К-700: редуктор ВОМ; ВАЗ-21083: блок с коленвалом. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г., дизельную эл. станцию, 45 кВт, передвижная. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5363, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Nissan Homy, 2008 г., V 1,4 л, механика, цвет серебр., 2 млн тг, торг, варианты. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость