Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 18Ноябрь2018
Время: 00:00:00
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Он мог бы сделать большеКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Он мог бы сделать больше

Он мог бы сделать больше

Нуралы САДУАКАСОВ. Родился 28 ноября 1964 года в Семиозерном районе (ныне Аулиекольский). Костанайскую область возглавлял с 20 января 2012-го по 11 сентября 2015 года.

Молодой и заметный

Наши аксакалы-аграрники утверждают, что Нуралы Садуакасова заметил сам Президент во время своих рабочих поездок по Костанайской области. Молодой, с хорошими внешними данными, он умел толково объяснить суть того или иного проекта, увязать его с интересами государства и региона. Говорят, что в одну из таких поездок глава государства подозвал к себе Нуралы Садуакасова, тогда еще заместителя акима области по сельскому хозяйству, и беседовал с ним с глазу на глаз. Потом этот момент увязали с назначением на пост акима области. Других видимых предпосылок для столь высокого взлета костанайцы не находили – покровителей в традиционном понимании карьерного строительства за Садуакасовым не числилось.

«Не пробил дорогу в Астану»

Наш эксперт Римма Бектурганова говорит, что самым главным недостатком в работе Нуралы Садуакасова было то, что он «не пробил себе дорогу в Астану», не нашел тех, кто лоббировал бы интересы нашего региона. К сожалению, говорит она, без поддержки из центра области было сложно развиваться, поэтому экономические проекты тормозились и осуществление государственных программ «не шло», хотя после Кулагина «система сама должна была работать еще 3-4 года без сбоев».

Однако, как считает эксперт проекта Сергей Жалыбин, на инерцию, заданную Кулагиным, Нуралы Мустафинович не стал полагаться, работал сам, что было логично – регион родной, хорошо знакомый по всем позициям. «Удивляла его работоспособность. Рабочий день начинался в 7.00, а заканчивался ближе к полуночи. Знаю это не понаслышке, так как в этом интервале, включая выходные дни, он нередко звонил из своего рабочего кабинета. Но все же есть основания думать, что он не был достаточно последовательным в организации работы. Так, проводя очередное совещание, аким нередко устраивал своим подчиненным разнос и обещал, что если к такому-то сроку не будут достигнуты намеченные цели, то виновный будет наказан вплоть до увольнения с работы. Однако обещанных мер к нерадивым чиновникам не применялось…»

Это – мнения, а есть официальные источники – специальные буклеты, которые выпускали при Садуакасове по итогам каждого года в разрезе важнейших макроэкономических показателей. Индексы промышленности, сельского хозяйства, освоения бюджетных средств, реализации государственных программ не были проваленными ни разу. Глава государства во время первого при Садуакасове визита в Костанай высказал недовольство объемами микрокредитования – в дальнейшем этот показатель вырос с 75 миллионов до миллиарда тенге. Увеличилась доля людей, занятых в малом и среднем бизнесе – до 30%, больше, чем в среднем по стране. Этот сектор давал треть регионального валового продукта. На 6-7% ежегодно подрастала обрабатывающая промышленность.

Доверчивость или невзыскательность?

Тогда почему сегодня мы говорим об экс-руководителе региона почти в прошедшем времени? Сергей Жалыбин считает, что Садуакасов был чересчур доверчив к тем, кто работал рядом. Есть и более жесткие оценки. Высказаться по персоне Садуакасова хотели многие. В том числе те, кто был настроен откровенно субъективно.

Нуралы Мустафинович не совсем вписывался в традиционный портрет казахского мужчины высокого ранга, если говорить о должности. Ему хотели припомнить и неидеальный казахский, и семейные связи с нетитульным этносом – развитие этой темы в нашем проекте не предусматривается.

Другое дело кадровый вопрос, от него не отмахнешься. И здесь наши эксперты единодушны в формулировках: «Провал». Якобы Садуакасов сделал упор на выходцев из Аулие­кольского района, что могло понравиться только самим аулиекольцам. Другой разряд назначенцев – «друзья молодости», среди которых были и такие, кто едва успел отряхнуться от подозрений правоохранительных органов. Но как говорит Сергей Жалыбин, аулиекольцев было не так уж много, просто Садуакасов испытывал «кадровый голод».

Льстецы – на выход!

Порой кажется, что более всего сегодня ругают Садуакасова те, кто вчера витиевато восхвалял. Слушал ли их Нуралы Мустафинович? Говорят, что обрывал, но и выслушивать приходилось. На их фоне честные люди, не склонные лебезить, могут показаться по меньшей мере недоброжелателями. Хотя, возможно, к ним-то и надо прислушиваться.

Впрочем, значительная часть наших респондентов считает, что до того как возглавить область, Садуакасов был лучше во всех смыслах. А может, лучше были урожаи – по причине погодно-климатических условий. А потом они подпортили статистику, когда Нуралы Мустафинович стал во главе области.

Ностальгия по «старому» Садуакасову

В подшивках «КН» можно найти материалы, где рассказывалось, как аулиекольцы, когда Садуакасова перевели в Костанайский район, писали в областной акимат просьбы вернуть его на пост главы Аулиекольского района. А в интервью, которые мы брали у Нуралы Мустафиновича в бытность его районным руководителем, вырисовывался образ молодого, разносторонне одаренного, справедливого, заботящегося о народе человека.

В более позднее время, когда он работал заместителем акима области по вопросам сельского хозяйства, те же самые аграрники, которые сегодня считают, что он не вполне справился с данной ему властью, к Садуакасову очень хорошо относились. Он – отличный специалист, всех директоров ТОО, передовиков производства знал по имени-отчеству, к ветеранам труда относился как младший к старшим.

В его профессиональных качествах никто не сомневался: в 1981 году поступил в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, в 1986 году успешно ее окончил. У него была возможность показать и недюжинные организаторские способности на разных должностях. И то, что обратил на Садуакасова внимание сам Президент – довод в пользу Нуралы Мустафиновича очень веский.

Другие доводы

При Садуакасове бесперебойно работал блог акима области. По многим жалобам принимались оперативные меры. Он не бросал трубку, когда дозванивались до него рядовые граждане.

Сергей Жалыбин вспоминает: «Он внимательнейшим образом знакомился с жалобами населения и, поручая мне разобраться в той или иной проблеме, говорил, что нужно сделать все возможное с позиции закона, чтобы положительно решить просьбу заявителя. Именно Садуакасов потребовал от властей Житикары, а от меня юридического обоснования, чтобы выделить квартиры гражданам, пострадавшим в результате так называемой оптимизации жилья в середине 90-х годов. Его заботило абсолютно все – начиная от организации детского досуга и заканчивая глобальными хозяйственными проектами…»

Открытый аким

Римма Бектурганова говорит, что Нуралы Садуакасов был открыт для молодежи, общественности, для СМИ. Подтверждаем: будучи заместителем акима области, отвечал по телефону на самые острые вопросы журналистов. Были случаи, когда он, не важничая, назначал встречу в том месте, где скапливались проблемы, вместе с нами посещал даже торговые ряды.

Нуралы Мустафинович – человек вполне креативный – стремился к результату. При нем запустили самый современный на сегодня завод в Костанае – «ЕвразКаспианСталь». Домостроительный комбинат был трудным, дорогим и рискованным проектом, но он не был случайным. В таких проектах государство нуждается и сегодня. Садуакасов оказался прав, когда продолжил развивать район бывшего дизельного завода.

Набережная Тобола, хотя и не была достроена, стала любимым местом костанайцев. То же самое можно сказать и о молодежном бульваре рядом с новым Дворцом бракосочетания. В парке Победы появился музей боевой техники. Желкуарское водохранилище, о котором говорили с 80-х годов прошлого века, было построено при Садуакасове. В Федоровском районе стали работать три маслозавода – 300 тысяч га «вырвали» у пшеницы под масличные культуры…

Уроки самому себе

В справке о Нуралы Садуакасове Интернет бесстрастно выдает: «Покинул пост главы области по собственному желанию в связи с «большим акиматовским делом». Однако Сергей Жалыбин считает, что у Садуакасова были и другие причины уйти: «Липовые рейтинги его особо не волновали, но они реально влияли на отношение к Садуакасову со стороны центра, что снижало возможности добиться для региона «позитива».

Наш эксперт говорит: «Его постоянной головной болью была цена на энергоносители и особенно на газ…» Эти цены влияли на себестоимость производимой продукции и давили на потребителей, население. Нам газ обходился в 85, а, к примеру, Актюбинской и Западно-Казахстанской областям – 8,14 долларов. «Практически на каждом селекторе Садуакасов поднимал этот вопрос, говорит Жалыбин. «Дело доходило до прямых столкновений с правительством, Садуакасова обрывали довольно грубо…»

Объективности ради заметим, что Нуралы Мустафинович нередко и сам срывался на грубость по отношению к подчиненным. Каждый выпад «при свидетелях» обсуждали в широких кругах. Но жизнь продолжается, из ее уроков, даже самых неприятных, умные люди извлекают пользу. Нуралы Садуакасов человек умный, ставить точку в его карьере рано. Вера Семенова говорит: «Хотелось бы, чтобы его опыт, знания и способности еще нашли достойное применение...»

А далее – многоточие, заполнить которое может только сам Нуралы Садуакасов.

Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 6571
Комментариев: 15
Нравится: +52
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Астана
28.07.2016 в 12:44:27
Уважаемый Нурсултан Абишевич обратите внимание на Садуакасова он хороший человек пригодился бы нашему Государству
борис
28.07.2016 в 12:58:40
камбека не будет
костанаец
28.07.2016 в 13:01:07
основной принцип назначение руководителя - обязательно наличие работы в вышестоящей структуре.пусть даже простым клерком или на невысокой должности.это кругозор,связи,опыт и т.д.надо пережить этот период и продолжать участвовать в общем процессе возможно в другом направлении.
Посетитель
28.07.2016 в 21:53:15
Спасибо за в конец раздолбанные дороги ему, за убитый ФК Тобол, за бардак непрекращающийся. Как вы думаете, воровство в горакимате (акиматовское дело) - это для него полная неожиданность? Спасибо ему!!!!!
сем
28.07.2016 в 22:44:46
Не статья, а панихида
Костанаец для поситителя
28.07.2016 в 23:46:05
За дороги они и сейчас не лучше зимой посмотришь такие же будут а за футбольный клуб Тобол я тебе скажу он ставил на молодёжь а не как сейчас на легионеров зарплата бешеная которая тебе не снилась даже, а результат тотже, посмотрим что в этом году будет, я уверен что будет также если не хуже вспомнишь потом мои слова а Садуакасов он человек всегда за справедливость, сам лично знаю и слышал только о нем хорошее, просто его поставили,
Нурлан
29.07.2016 в 20:49:16
Может Садуакасов и был резок с людьми,может и непросто у него было в работе,но он делал реальные дела...Да было не всё гладко,но отправить его в отставку.не дав другую работу,это плохо для Костаная.И так-то талантливые люди уезжают отсюда,только пятки сверкают...А мы ещё и гробим толковых людей...К чему придём?Только к исполнителям чьей-то воли вот такой у нас сейчас тип работника государственной сферы.
знающий
30.07.2016 в 10:44:19
Нуралы Мустафинович пробивайте дорогу в МСХ (Астана), а оттуда к нам область. К Вам обязательно обратит внимание АП РК.
Честные люди
31.07.2016 в 13:10:29
Нуралы Мустафаевич мы с вами
Айгерим
31.07.2016 в 14:33:00
я согласна с автором он красивый умный талантливый человек однако он собрал вокруг себя очень плохих людей когда команды нет и дела нет Один в поле не войн а от этого страдает народ. Возможно его мягкость, добродушие и доверчивость его карьеру и погубили. Надо было команду под себя набрать а не по звонку. А как человека он у меня вызывает теплые уважительные чувства. Вижу его в творческой деятельности как писателя. Обязательно куплю его книгу.
И. Катранов
02.08.2016 в 23:37:32
Азарта ему не занимать!
Динара
03.08.2016 в 02:28:05
Нуралы Мустафинович - из той небольшой группы, которая действительно старалась работать на регион, невзирая на препоны, которые ему ставили как здесь, так и наверху. И дело здесь даже не в том, что команды не было, а в том, что не прогибался. А под любую работающую команду можно накопать. Кто не работает, тот ошибки не совершает. А в акиматовском деле еще большой вопрос, кто виноват и что там на самом деле было. лично я очень его уважаю.
Садирова Ибадат Сейтовна
03.08.2016 в 15:36:46
Все , кто ЗА Садуакасова , Соберите голоса , обоснуйте и отправьте к Нурсултану Абишевичу Именно такие люди нужны ему А просто говорить , от этого толку не будет
Sadirova Ibadat
03.08.2016 в 16:09:27
Такой заголовок у статьи Он мог бы сделать больше Значит не нужны такие нашей стране , вернее власть имущим
Rakhat
08.08.2016 в 12:32:34
да мог бы... да жалко он ничего не сделал...
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 * Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-2107, 2000 г.в., цвет белый, ГБО, автосигнализация, 900 тыс. тг. Тел. 8-775-52-45-275. 
* МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, с/х, 3 млн 500 тыс. тг; АКБ-190, нов., резина 320, нов., прицеп КамАЗовский 8527, с/х, 800 тыс. тг, стрелу на К-700, и др. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-530-00-30 (WhatsApp). 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шипованную резину AMTEL 195/65 R15, 4 шт, использовалась 1 сезон, в отл. сост. Тел.: 73-10-96, 8-705-304-62-55. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* бампер передний на ГАЗель, б/у; обрешетку радиатора (никел)ь, 5000 тг; бампер задний узкий на Ауди, генератор Ауди. Тел. 8-777-447-37-26.
* резину 195х65 R 15 "континенталь", 1 шт; 195х65 R 15 КАМА всесезонка, 1 шт; 205х65 R 15 ОМКА, 1 шт; 205х65 R 15 ГЕОСТАР, 1 шт. Тел. 8-777-447-37-26.
* автозапчасти на Москвич: головку блока, поршни, редуктор, гильзы, полуоси, дверь фургона ИЖ-2715. Тел. 8-777-447-37-26.
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Нива-21310: чулок заднего моста, кардан переднего моста с мягким соединением; шины шипованные с диском. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ-2108: стартер; ВАЗ-2106-01: корзина сцепл. с диском, реактивные тяги, нов., шаровые опоры. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.в.: катушка зажигания, б/у, 7000 тг. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта; КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч ЗАЗ: стоп-сигнал, рычаг задней подвески, нов., ремкомплект (коренные шатунные); М-412: кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, прокладки на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч М-412: трамблер, крестовина 704902КС17, фильтр масла; эл. двигатель 12 V (улитка). Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока; УАЗ: раздатка, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч МТЗ-80: рулевая колонка, пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор; Т-40: серьга, недорого. Тел. 8-775-165-85-23. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5365, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м, ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-5852, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость