Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 19Ноябрь2018
Время: 00:00:00
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Газовый выхлопКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Газовый выхлоп

Газовый выхлоп

Сначала Правительство долго уговаривало казахстанцев обратить внимание на автогаз. А теперь, когда немало машин ездят на голубом топливе, его цена резко пошла вверх и выстроились длинные очереди на заправках. Заводам оказалось выгоднее продавать это топливо за границу, нежели обеспечивать им внутренний рынок.

Аргументы

Тех водителей, которые стали устанавливать на своих машинах газобаллонное оборудование (ГБО), поддерживали чиновники, занимающие высокие посты. Например, в 2014 году министр энергетики Владимир Школьник настойчиво предлагал переводить автомобили на голубое топливо, подчеркнув, что Казахстан использует лишь четверть произведенного газового топлива для авто. А первый вице-министр Узакбай Карабалин сообщил, что уже подписан меморандум с крупными сетями автозаправок: они будут расширять газовую сеть.

Пока «Промбазе 7» удаётся планомерно продавать топливо именно с помощью талонов.

Сплошные плюсы, не говоря уже об одном из главных – это топливо экологически чистое. Даже разработана и утверждена Концепция развития газового сектора Казахстана до 2030. В министерстве энергетики подчеркивали и то, что установка ГБО на машины позволяет республике хотя бы частично избежать бензиновой зависимости, поскольку наша газовая отрасль обладает значительным потенциалом для развития.

Аргументы железобетонные и они сыграли свою роль. В последние годы всё больше автовладельцев стали оснащать авто газобаллонным оборудованием. Правда, кое-кто начал задаваться вопросом: а не получится ли, что сегодняшнее благо завтра обернется другими проблемами? Но их старались не слушать. И вот пришло лето 2016 года. На автогазозаправочных станциях, в том числе и костанайских, огромные очереди. Причина одна – газа не хватает!

Экспорт

Руководители министерства энергетики правильно говорили, что казахстанцы используют сравнительно небольшую часть произведенного сжиженного нефтяного газа (СНГ). Например, в 2015 году в нашей стране было произведено 2,5 млн тонн СНГ, из которых лишь четверть направили на внутренний рынок, а львиный объем – на экспорт.

Почему сложилась такое соотношение? Ответ на этот вопрос пытаются дать специалисты. Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки МОН РК, считает, что в сфере газоснабжения автомобилей много неразберихи. И ключевая проблема, по его мнению, заключается в том, что нет координации действий в системном масштабе. Владельцы газоперерабатывающих заводов самостоятельно распоряжаются произведенным топливом: частично обеспечивают наш рынок, частично отправляют на экспорт. А самое главное – интересы компаний и непосредственных потребителей далеко не всегда совпадают. И наглядный пример этого мы в очередной раз увидели этим летом, когда пресс-служба Министерства энергетики сообщила, что в отдельных регионах страны образовался дефицит сжиженного газа.

Заводы в убытке?

Эту тему обсуждали на заседаниях межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей под председательством премьер-министра Карима Масимова. И тогда созданная рабочая группа установила то, что уже давно было очевидно: из-за высокой оптовой цены в соседних странах (Россия – 59019 тенге за тонну, Таджикистан – 104864 тенге за тонну) идет переток топлива на эти рынки. Потому что поставщикам так выгоднее. К тому же было сказано, что при прежней предельной цене оптовой продажи газа на внутренний рынок (11034 тенге за тонну) в текущем году заводы-производители терпели убытки.

А вот с этим выводом можно и не согласиться, так как пару минут назад мы привели соотношение 1:3, которое характеризует сегодняшнюю реализацию казахстанского сжиженного газа. Другое дело, что стоит учитывать фактор роста цены на газ на мировом рынке. В связи с этим и было принято решение увеличить предельную оптовую цену продажи газа от заводов-производителей для нашего внутреннего рынка до 23106 тенге за тонну. И в министерстве энергетики заявили, что это не приведет к значительному росту розничной цены. Мол, транспортные расходы остались прежними, в то время как количество звеньев цепочки, которую проходит газ от производителя до потребителя, сократилось. Ведь теперь на законодательном уровне запрещена перепродажа газа между газосетевыми организациями.

Увы, этот министерский оптимизм не оправдался. Цена на заправках возросла почти наполовину, а самое тоскливое – по-прежнему остается большой дефицит газа.

По талонам

Все претензии по поводу подорожания сжиженного газа и его нехватки костанайские автомобилисты стали адресовать тем, кто продает этот продукт. В нашей области – три компании: ТОО «База сжиженного газа», ТОО «Промбаза 7» и ТОО «ТЭК Титан». Причем только «Титан» имеет право самостоятельно увеличивать цены на своих заправках, что и было сделано, и теперь здесь продается газ по 56 тенге за литр. Две другие фирмы входят в реестр монополистов этого рынка, поэтому им нельзя поднимать цену без разрешения антимонопольного ведомства. А так как этого разрешения они пока не получили, то вынуждены снизить продажу газа, причем нередко только по талонам.

Кстати, именно из-за талонов недавно получилась история, которую рассказал в соцсетях один костанайский водитель. На некой АГЗС, принадлежащей ТОО «Промбаза 7», ему отказали продавать газ за наличный расчет, зато по талонам – пожалуйста. А где их взять? А вот – в соседнем окошечке. И в самом деле, там продавали талоны, вот только цена уже 60 тенге за литр. Да как так?! Да ведь монополист попросту пытается благодаря такой уловке обойти закон!

Узнав об этом, редакция «КН» обратилась за разъяснением к учредителю ТОО «Промбаза 7» Мухамеджану Акулову. И он подтвердил, что такой факт имел место быть. Но когда случилась огласка в соцсетях, продажу талонов на АГЗС свернули. Вот только кто из-за этого пострадал? Ответ однозначный – водители. Потому что теперь им за талонами, цену на которые можно увеличивать даже монополистам, приходится ехать в бухгалтерию ТОО «Промбаза 7». А офис находится на северной окраине города.

Можно обойтись без талонов? Можно. Вот только тогда, заметил Мухамеджан Акулов, продажа будет по-настоящему стихийной: пока есть газ – реализуешь его, а потом закрывай заправку и отправляй людей в вынужденный отпуск, оставляя только охрану. Но пока «Промбазе 7» удается планомерно продавать топливо именно с помощью талонов. Ведь каждый из них обеспечен реальным продуктом, который находится на газохранилище предприятия. И если достигли «потолка», – продажу талонов приостанавливают, зато те, кто их имеют, уверены, что обладают определенным запасом топлива для своего автомобиля.

В этом плане кстати будет комментарий, который недавно «КН» получили из областного управления энергетики и коммунального хозяйства. Там заявили, что в этом году наша область стала получать сжиженного газа заметно больше, чем в прошлом. Например, в августе 2015 года нам было поставлено 1900 тонн, а в этом месяце мы получили 2700 тонн. И в сентябре планируется такой же объем. Но пока видно, что хорошо в отчетах, а не в реальности.

Цена

В июле 2016 года ТОО «Промбаза 7» сообщило и областным властям, и республиканским ведомствам о том, что из выделенных 900 тонн получило 810 тонн. Хотя оплатили весь планируемый объем. А в августе и вовсе на треть меньше от плана – 600 тонн. Завод-поставщик объясняет это разными причинами. Но водителям это «параллельно»: они требуют газ для своих машин от последнего звена цепочки – от владельцев заправок. А они, оказывается, не могут получить даже ту квоту, которая выделяется нашей области при республиканском распределении сжиженного газа.

По словам Мухамеджана Акулова, его предприятие ежемесячно запрашивает 1200 тонн топлива. Поскольку этот объем сможет хоть как-то обеспечить потребности и в бытовом газе, и в автомобильном газе. Причем последняя составляющая неуклонно растет, так как увеличивается количество машин, работающих на этом топливе. Так же говорит и Александр Зайченко, который возглавляет газовое подразделение «Титана».

А как же быть с ценой, которая не «чуть-чуть», а «ого-го» как выросла? По этому поводу реализаторы однозначны: чтобы не говорили в министерстве энергетики, но рост оптовой цены во многом сказался на розничной. Потому 60 тенге за литр – это реальная планка. Во всяком случае, ТОО «Промбаза 7» в антимонопольное ведомство подало заявку на 67,5 тенге за литр. Причем рентабельность тогда будет 12%, а остальное – это компенсация расходов. Впрочем, последнее слово, как известно, за антимонопольщиками.

Виктор Штыкельмайер info@kstnews.kz 53-07-07
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 2300
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* дом, центр, р-н обувной фабрика, 2 уровня, 160 кв.м, 2 спальни, 2 санузла, семейным, на длит. срок с ноября 2018 г., цена договор. Тел. 8-777-251-47-20. 
*Помещение по ул. Победы, 85, ТОО "Кыпшак К", 45 кв.м, под офис или швейный цех. Тел.: 54-13-75, 8-777-796-01-71, 8-702-833-60-51. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость