Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 19Ноябрь2018
Время: 00:00:00
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Ирина СНИГИРЁВА: «Детей надо учить чувствовать и сопереживать»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Ирина СНИГИРЁВА: «Детей надо учить чувствовать и сопереживать»

Ирина СНИГИРЁВА: «Детей надо учить чувствовать и сопереживать»

Меняет ли детей эпоха или важное всегда остается важным, как впустить гармонию звуков в их души и жизнь и как соединить искусство и историю – об этом мы ведем разговор с учителем музыки гимназии им.Горького города Костаная, педагогом высшей категории Ириной СНИГИРЁВОЙ. И вопросы задаем в День защиты детей.

– Ирина Ивановна, выпускники гимназии разных лет помнят вас как бессменного учителя музыки. Вы и музыкальные диктанты устраивали, и «рисовали» мелодии красками с учениками. В образовании сейчас происходит очень много перемен. Как они коснутся вашего предмета?

– Скажем так, что перемены не пройдут мимо музыки и пения. В апреле прошлого года я прошла курсы повышения квалификации по обновленному содержанию для первого класса. Думаю, сложность в том, что дети в общеобразовательной школе теперь должны учить ноты, уметь их слышать и различать. Что в принципе умеет делать не каждый взрослый. И если взрослый еще может включить логику: «Ага, это звучит ниже, значит, ми. А это выше, значит, соль», то первоклассники пока и читают-то плохо. А ведь это еще школа, в которую дети приходят читающие. Значит, мне уже легче. А в другие школы дети ведь приходят с нуля. Среди заданий теперь – прохлопать ритм, чтобы развить само чувство ритма. Или импровизация – пропеть мелодию на какой-то текст. Но некоторые дети пока даже не различают чем отличается «спеть» от «выразительно сказать». Не чувствуют, где интонация, а где пение. Все это аналогично занятиям сольфеджио в музыкальных школах, куда идут только те, у кого к музыке склонности.

– Остается время на обычное изучение произведений и пение?

– Остается, но повторюсь, нам пока известно только обновленное содержание для первого класса. Я не знаю, каким оно будет во втором, третьем и далее. Когда не видишь картину в целом, то очень сложно ориентироваться. Раньше мы занимались по музыкальной программе Дмитрия Кабалевского для средней школы, разработанной еще в советское время. В ней уделяется внимание общим музыковедческим вещам – что такое песня, танец и марш, опера и балет. Из нее, конечно, была исключена коммунистическая политизация и включены казахстанские музыкальные традиции – кюйши и жырау, эпосы и кюи. Программа Кабалевского была деревом, на ветки которого можно было нанизывать то, что необходимо именно вам. Как будет теперь, я не знаю. Хотя новая программа была апробирована в Назарбаев Интеллектуальных школах, и наши гимназисты, которые перевелись туда, рассказывают, что музыка у них есть и в 7 классе. И все достаточно интересно. Посмотрим...

– Вот вы сказали про казахстанские музыкальные традиции. А ведь урок музыки, по сути, это ведь тоже изучение истории. Только не через заучивание фактов и пересказ параграфов, а через искусство, что, на мой взгляд, созвучно идее Патриотического акта «Мәңгілік Ел» – соединение культуры, истории и, конечно, языка, если вспомнить об опере, песнях, кантатах, ораториях.

– Так и есть. Искусство всегда отражает жизнь. Но нельзя просто включить детям музыкальное произведение: «Вот, слушайте». Нужно объяснить им, в какой исторический период оно создавалось, какое состояние души было у композитора. Например, когда мы изучаем «Реквием» Моцарта, то говорим, что это было последнее произведение великого автора. И когда я рассказываю, что впервые «Реквием» прозвучал в честь самого Моцарта, то в классе стоит тишина. Это и есть момент сопереживания. Музыка учит именно этому – чувствовать и откликаться.

Казахскую народную песню «Елим Ай» относят ко временам джунгарского нашествия. В ней все беды и горести народа. Эта же тема поднимается у Сыдыка Мухаммеджанова в его оратории «Годы великого бедствия». Поет ее женский хор. И на вопрос, почему женский, ведь оратории исполняют зачастую мужчины, ученики уже сами находят ответ. Умом и сердцем они осознают, что это произведение об эпохе, когда женщины несли на себе тяжести жизни в степи, пока мужчины защищали родную землю. Конечно, главными определениями в выражении своих чувств, понимания музыки у ребят до сих пор остаются такие понятия как «музыка либо веселая, либо грустная». Но мы стараемся находить и другие краски. Хотя, к сожалению, у нас не так уж много записей наших корифеев казахстанской музыки. Дети у меня часто спрашивают: «Что это за костер на записи трещит?» А дело в том, что запись эта оцифрована либо с пластинки, либо с бобины. Ахмет Жубанов и его дочь Газиза, Евгений Брусиловский, Еркегали Рахмадиев – их записей почти не найти. Я очень люблю музыку Газизы Жубановой, она писала просто невероятные вещи для оркестра. Объемные, необычные, современные и сегодня. И я знаю, что существует балет «Курмангазы», который писал Ахмет Жубанов, а заканчивала Газиза, но его нет ни в записях, ни в нотах. Еще сложнее найти детские казахские песни. Раньше я была подписана на альманах «Зерек ботакан», в котором и ноты, и тексты, и диск с «плюсом» и «минусом». Очень хорошее издание, хотя и частное. Потом его перестали выпускать. Видимо, дело не пошло. Эстрады казахстанской в Интернете – сколько хочешь, а вот классики и детской музыки почти нет. Очень бы хотелось, чтобы в Министерстве культуры обратили на это внимание.

– Вернемся к новой системе образования. Узнал или не узнал ребенок ноту, по-моему, это, скорее, вопрос способностей. Не станет ли урок музыки почвой для развития комплексов? Закономерно задать этот вопрос именно сегодня, в День защиты детей...

– Несмотря на то что роль учителя сейчас определяют как «направляющую», от него все равно зависит очень и очень многое. В том числе и то, чтобы у ребенка не возникло ощущения «я лучше или хуже, чем другие». Радует, что теперь за музыку и пение не будут ставить оценки. По крайней мере так говорят. Но с детьми действительно важно не перегнуть палку. У меня есть вокальная студия, куда родители иногда приводят детей сразу в первую четверть первого класса. Я говорю: пусть приходят хотя бы во втором полугодии, чтобы ребенок успел привыкнуть к школе. И всегда спрашиваю, чего семья хочет от этих занятий – певческих результатов или просто развития. Если результатов, то нужно идти в студию вокала. А мы просто учимся не бояться публики, стоять на сцене, чувствовать выразительность песни, правильно интонировать. Так отрабатывается дикция, уходят какие-то зажимы. Очень полезно, вне зависимости от того, хочет петь ребенок профессионально или нет. Радует, когда родители понимают, что их детям необходимо именно музыкальное развитие, а не обязательные хорошие результаты.

– С родителями понятно. А какие сейчас дети? Такие же, как раньше или, как говорят, их уже «Интернет испортил»?

– Конечно, Интернет в жизни современных детей занимает огромное место. Сейчас даже появилась новая отговорка, почему не сделано домашнее задание: «У меня Интернет не работал!» Я тогда отвечаю: «А библиотеки? Школьная и городская. Книги, словари. Раньше ведь как-то и без Интернета справлялись». Одиннадцатиклассники у меня уже не знают, что такое проигрыватель, все они разбалованы хорошим современным звучанием и не воспринимают плохие записи, но в целом дети такие же, какими были и десять, и пятнадцать лет назад. Любознательные, впитывающее новое и... ранимые. А значит, и взрослым нужно быть осторожными в каждом своем слове и действии.

– Ирина Ивановна, вы ведь сами окончили гимназию, а потом пришли сюда работать. Целенаправленно вернулись в свою школу?

– Как раз-таки свою школу я изначально избегала, когда вернулась домой после учебы. Я училась в Глазове. Мечтала стать учителем музыкальной школы, но папе очень хотелось, чтобы у меня было высшее педагогическое музыкальное образование. Я уважила это его желание. Все равно ведь ни в чем кроме музыки себя не видела. А потом пришла в несколько костанайских школ, а там не было вакансии. А у нас здесь была. И своя школа есть своя школа, меня сразу же взяли под крыло старшие учителя. С детьми я тоже всегда легко могла находить общий язык. Многие выпускники со временем стали настоящими друзьями и близкими людьми. Двадцать лет назад, в 1997 году, мы с учениками Юрой Гафнером и Денисом Габитовым написали Гимн гимназии. Юра – замечательный, очень тонко чувствующий поэт, а с Денисом мы вместе подбирали музыку под его стихи. Ребята тогда увлекались песней «Замыкая круг», и в нашем гимне можно услышать ее мотивы. Позже, уже с другими учениками, мы несколько раз его меняли, делали другие аранжировки. Гимн живет. И его поют уже новые гимназисты.

– Вы всегда говорили, что музыка находится в той же плоскости, что и душа. Все еще придерживаетесь такого мнения?

– Конечно. До сих пор никто не может объяснить, что такое человеческая душа. Что-то тонкое, неосязаемое... То же самое и музыка. Можно сказать, что это всего лишь набор звуков? Тогда почему все в душе так откликается на звучание? Музыку нужно уметь слушать, нужно впустить ее в себя. Сделать это можно в любом возрасте, но начать лучше в детстве. Наверное, для этого я и работаю. Чтобы дети полюбили музыку.

Дилара АРОНОВА dilara_0208@mail.ru 39-23-00
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 2557
Комментариев: 0
Нравится: +6
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* шубу цигейковую (мутон), жен., р. 54, цвет черный, цена договор. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15. 
* шубу, цигейка, р. 54, нов. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15.
* брюки мужские, 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90. 
* валенки на подошве, нов., р. 42-43, валенки без подошвы, б/у. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* дубленку жен., р. 54-56, цвет черный, нов. Тел.: 28-43-38, 8-705-304-21-85. 
* пальто зимнее с каракул. воротником, ботинки, р. 40-43. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* платье нарядное (9-12 лет), форму (юбка, жилет, кофта, галстук), р. 44-46. Тел. 8-707-319-93-08. 
* плащи: велюровый, кожаный, р. 48-50; шубу мутоновую, р. 48-50, шапки норковые, р. 55-56, туфли черные лакир., нов., р. 37, босоножки, р. 37. Тел. 8-707-319-93-08. 
* спецодежду (брюки, костюм), х/б, 3700 тг; дубленки из овчины (Россия, Турция); полушубки рабочие по 5000 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* спецодежду с электроподогревом "Пингвин", 15000 тг, ватники нов., 3000 тг, унты, р. 42, 10000 тг. Тел. 8-705-668-81-43. 
* туфли на каблуках, р. 37,5, черные, нов., 4500 тг. Тел.: 50-43-87, 8-705-264-33-68. 
* фуфайку с цигейковым воротником, нов., фуфайки советского пр-ва, б/у, р. 50-54, штаны ватные, брюки. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* шубу цигейковую, муж., полушубок из овчины, р. 50-52, по 50 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* шубу цигейковую, цвет черный, р. 48-50. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* шубу, р. 48-50, шубу дет., недорого. Тел. 54-18-77. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость