Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 19Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Наталья ХАЛИФАЕВА: «Ген творчества достался от прадедушки»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Наталья ХАЛИФАЕВА: «Ген творчества достался от прадедушки»

Наталья ХАЛИФАЕВА: «Ген творчества достался от прадедушки»

В этом году исполняется 55 лет как в Костанае открыли производственные мастерские, под крышей которых именитые ныне художники впервые взяли в руки кисть. Наша героиня - из молодого поколения, на её семейные творческие традиции повлияли те самые мастерские.

Несвободные художники

Для большинства наших живописцев и скульпторов производственные мастерские худфонда Казахской ССР стали олицетворением большого храма профессионального изобразительного искусства Костанайской области. Открылись они в Костанае в 1959 году. Это событие стало точкой отсчета для творчества многих художников в нашем регионе. Первыми, кто активно включился в организацию мастерских, кто составил их основу, были выпускники Алма-Атинского художественного училища им. Гоголя и Ленинградского училища им. Мухиной. Причем не одиночки-«свободные художники». Это были семьи Солдатовых, Большаниных, Белоусовых и т.д. Вслед за ними появились целые династии художников.

Долгие годы мастерские были центром художественной жизни области, который постоянно пополнялся новыми творческими силами. Именно тогда были заложены основы создания Костанайской организации Союза художников РК. В их числе и Наталья Халифаева, перенявшая эстафету семейного творчества.

- Член Союза художников РК, постоянная участница областных и республиканских выставок, победитель творческих конкурсов, живописец, жена, мама... А что главнее?

- Конечно, последние роли важнее. Потому и каждый день делится на домашние дела и на свободное от них время - у холста.

- Откуда такая страсть к кисти, к краскам?

- Мама говорит, что ещё мой прадедушка был писарчуком царской армии. У него тоже был каллиграфический почерк, за что его даже называли художником. Творческий ген передался по наследству.

- Передается и дальше...

- Старшая дочка Зарина со школы занимается бисероплетением. Причем свою роль сыграли и педагоги, которые на уроках труда привили любовь к этому ремеслу. И я «заразилась» таким прикладным творчеством - вся квартира тогда была в бисере. Что только мы не плели из него!

Без картошки, но с подносом

- А к вам когда пришла любовь к живописи? Помните свою первую кисть?

- Это было в школе. Мне в 7-м классе одноклассница подарила масляные краски. Что с ними делать? Тогда ещё ничего не знала. Но дома нашла бутылку олифы и дощечки. И я розочки рисовала, смешивала краски, всё познавала на собственном опыте, экспериментальным путем. Это была моя первая масляная живопись. После, когда училась в Свердловском строительном техникуме на архитектора, обязательный предмет был «Живопись, композиция». И уже после нескольких первых занятий учитель меня от них освободил - мол, ты уже всё умеешь...

Дочки у Натальи тоже творческие. Младшая, Амина, например, уже тянется к холсту.

А вот когда началась практика, я этого учителя заменяла - занималась со студентами младших курсов. Оформляла техникум, рисовала стенды, надписи, плакаты. Так меня освобождали от сельхозработ в колхозах. На полях не пришлось картошку собирать.

В Костанай вернулась уже с мужем и дочкой. В лихие 90-е. Работу тяжело было найти, и мне знакомые предложили трудиться в кооперативе по росписи подносов «Пересвет». Все тогда варили джинсы, а мы хохлому осваивали. Заготовки возили из Тагила, оттуда же и образцы. Нас было несколько девушек, которые и расписывали подносы. Через время привезли настоящего мастера по росписи, опять же из Тагила. И она показала тонкости работы.

- А как же живопись?

- Тогда некогда было. Дома ничего не писала. В мастерской, наоборот, подгоняли: расписывайте побольше подносов. Мол, где-то на заводе на потоке сотни работ в день сдавали, а мы десятки. На самом деле это очень кропотливая работа, пусть и по душе.

Затем кооперативы развалились. И педагог художественной школы Сережа Луговой предложил нам перебраться в те самые знаменитые художественные мастерские. Привел нас к Николаю Торшину, который посмотрел наши работы и выделил нам помещение. За что ему я до сих пор благодарна. Это был 1994 год. Так что и у нас, прикладников, тоже 20-летие! Живописью для себя стала заниматься не так давно. Мне нужно было рисовать. И не важно, на чем. Начинала с маленьких полотен. Как по привычке поднос рисовала на коленках, так и картины начинала писать небольшие. Сейчас в продаже появились холсты на любой вкус и размер, раньше с этим было тяжело. Искали бортовку, натягивали, наклеивали. Это такая ткань, наподобие мешковины, но помягче. А сегодня, спасибо Китаю, пошел купил холст, который уже натянут, сделан - только твори.

Сосны бывают разные

- Когда перешли к большим полотнам?

- У меня не сильно-то условия позволяют замахнуться! Если ставлю большой холст на тяжелом этюднике, выйти из комнаты невозможно. Но всё равно пишу. Вот и сейчас готовлюсь к выставке. Пейзажи, натюрморты.

Выезжала на пленеры. В Костанайской области есть такие красивые места, просто живопись природная! Тот же Красный Кордон, Новоселовское направление - богатая природа. Сосновые боры, березовые рощи - ах! Когда рисуешь определенное место, всегда нужно стараться, чтобы получилось узнаваемо. А это сложнее, чем пейзаж из собственных фантазий. Новые работы привезла из Аулиекольского района, там невероятно выразительные котлованы. Кстати, сосны-то разные везде, как оказалось. В Карабалыке, например, в Веренском бору могучие необъятные стволы с пышными кронами, как из фильма. А в Наурзуме сосны как бы стелются, ложатся на землю, как в сказках о Бабе-яге. Или Сосновый бор - тонкие деревья, изящные, но, извините, лысоватые. Писать бы и писать! Но очень важно, как солнце в этот момент ложится, какие тени, что с ветром.

- Почему деревья, а не люди? О первых вы говорите взахлеб, вторые на заднем плане...

- Есть на моих картинах и люди. Я работала для выставки «Женский портрет», написала дочек и ещё портреты женщин. Есть те художники, которые специализируются на этом. Но это не моя чашка чая! (Смеется). Портреты, люди, кони - ниши заняты. Хотя, когда «наемся» пейзажей, возьмусь и за другое. Мне всё мало и мало. Семью я уже всю отработала - и муж, и дочки есть на холстах, и автопортрет тоже имеется. Уже есть что показать на персональной выставке.

- И когда костанайцы увидят ваши работы?

- В конце ноября или в начале декабря готовится общая выставка, посвященная юбилею мастерских. А персоналку планирую на весну. Почему не раньше? Оказывается, уже собралась очередь на выставки!

- Творчество - это процесс запланированный?

- Если готовлюсь к определенной выставке, это дает толчок для творчества. Я не смотрю ни сериалы, ни телепрограммы. Уроки с младшей, Аминой, готовлю. Кстати, впечатление, что учебную программу составляют те, кто никогда не учился в школе. Очень большая нагрузка. А пишу работы по четыре-пять часов в день, пока дочь в школе. Или когда спит. Хотя и она уже рисует: пони, собаки, сказочные принцессы. Ей 5 ноября исполнилось девять лет, и она уже тянется к холсту. Дочка раньше меня начинает, глядишь, скоро её картин хватит и на персональную выставку!

- Спасибо.

Николай СТАДНИЧЕНКО
Фото автора
и из семейного архива
Н. Халифаевой

Просмотров: 6348
Комментариев: 0
Нравится: +1
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* купоны "Твой дом" на "Твой шанс", 1:1, или продам. Тел. 8-705-576-74-69. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость