Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«В искусстве нет национальности»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«В искусстве нет национальности»

«В искусстве нет национальности»

Для Костаная кинофестиваль пока в диковинку. Хотя именно у нас родился и вырос один из первопроходцев в мир казахстанского кино Сералы КОЖАМКУЛОВ. Ему и посвятили республиканский фестиваль короткометражек SERALY Film Festival. Главной гостьей стала дочь известного актера.

Вживался в роль

Фестиваль короткометраж­ных художественных фильмов провели в честь 125-летия со дня рождения народного ар­тиста Казахской ССР выда­ющегося актера театра и кино Сералы Кожамкуло­ва, нашего земляка. Ему могли бы запросто посвя­тить и любой театраль­ный фестиваль. Ведь он был одним из пер­вопроходцев казах­ского национального театра. В советские годы его популяр­ность достигла та­кого предела, что в любимом мил­лионами зрите­лей фильме «Наш милый доктор» Ко­жамкулов сыграл самого себя (!).
 
Он передавал с большой сцены и с экрана прежде всего значение человечно­сти, доброты, сопережива­ния. Он настолько вживал­ся в роль, что сам Мухтар Ауэзов вносил его импрови­зации в свой текст. Кожамку­лов не играл, а жил на сцене. И как же узнаваема его фир­менная улыбка на лице дочери Марьям, продолжательницы актерской династии. Она была главной гостьей костанайского фестиваля – заслуженный дея­тель Казахстана, актриса театра и кино, старший преподаватель Алматинского музыкального колледжа им. Чайковского.


 
Перед церемонией награ­ждения победителей мы за­стали Марьям Сералиевну КОЖАМКУЛОВУ в фойе Костанайского каздрамтеатра. Там организовали выставку теа­тральных костюмов и атрибу­тов спектаклей, где участвовал ее отец. А также представили фотоэкспозицию из семейного и театрального архивов.

Как в кино

Гостья, обходя выставку, с удовольствием вспоминала те годы и согласилась ответить на наши вопросы.
 
– Когда я родилась, мама за­болела и в больнице осталась. А меня папа забрал домой. В это время к нам пришли Иль­яс Омаров с женой, поздрав­ляли папу с моим рождением. Я его благословение получи­ла. Это был великий человек, очень умный, эрудированный. Он участвовал в эвакуации «Мосфильма» во время Ве­ликой Отечественной войны, был председателем Госплана, начальником культурного от­дела Совета министров, потом был министром культуры Ка­захской ССР. Мы дружили се­мьями. У него прекрасные та­лантливые дети. К сожалению, недавняя пандемия их забра­ла. Но в памяти остались са­мые светлые воспоминания. К нам часто приходили в гости известные писатели, режиссе­ры, артисты. Это окружение, конечно, сыграло свою роль и в наших интересах к творче­ству.
 
– А каким вы помните отца?
 
– Во-первых, я имею честь держать шанырак семьи и жить в папином доме, в нашем родо­вом гнезде. Это практически музей нашей большой и творче­ской семьи (в браке у Кожам­куловых родилось 11 детей, вы­жили семеро: пять девочек и два мальчика. – Прим. авт.). Сейчас идут переговоры, чтобы создать музей на родине папы в Карабалыке. Отец для меня больше чем отец. Он – первый казахский режиссер, первый актер. Поскольку когда только формировался первый казахстанский театр в Кызылорде, он был единственный в числе организаторов образованный человек.


 
В детстве учился в двух шко­лах – татарской и казахской. Кстати, его первая школа назы­валась по-арабски – «Продол­жай человеческую мудрость». Вторую он окончил экстерном – за три года. А затем учился в Оренбургском институте на­родного образования. Во время Гражданской войны воевал под командованием Алиби Джан­гильдина.
 
– Знаю, что знакомство ваших родителей – исто­рия, словно для кино на­писанная.
 
– Так и есть! В тридцать лет папа сообщил своей маме, что в Кызылорде орга­низуют театр и его пригла­шают в труппу. Та была непреклонна: мол, пока не же­нишься, ни о каком театре речи быть не может. Тогда отец оста­новился на окраине родного аула (у того поселения не было названия, лишь №13, об этом папа часто шутил), постучал в первый попавшийся дом и по­просил стакан воды. Ту самую воду ему подала совсем юная (девятнадцатилетняя) краса­вица. Это была моя мама. Как вспоминал папа, он влюбился в нее с первого взгляда, потому и заслал сразу же сватов. Вместе всю жизнь прожили. Точно как в кино.

Каждому своё

– Как так вышло, что сель­ский парень настолько полю­бил театр, что решил посвя­тить ему всю жизнь?
– Муж папиной сестры был директором гимназии, где он вел театральный кружок. И тогда еще совсем юного Сера­лы брал с собой на репетиции. Ему это очень понравилось. По­том использовали его в качест­ве суфлера на спектакле, а затем уже и в постановках давали ма­ленькие роли. То есть с детских лет у папы уже была тяга к теа­тральному искусству.
 
– А вас он также подтянул к творчеству?
 
– Нет, нас, своих детей, не тянул на сцену. Давал свобо­ду выбора, когда после школы шли в вузы. Уж точно, что он был хорошим папой. И следил за нашими оценками в днев­никах, и водил на театраль­ные премьеры, почти все мы занимались в музыкальной школе. Одного из моих брать­ев, который поначалу был не­мым, папа повел в хореогра­фический класс, но тому не понравилось ходить на пуан­тах... И отец не стал настаи­вать. Однако каждому из сво­их детей в 16-17 лет говорил од но и то же: «Свой долг я выполнил, а теперь сами выбирайте любую профессию, живите самостоя­тельно, главное – чтобы грязь не прилипала к моему имени». Мудрым был.
 
– Однако вы сделали свой выбор и пошли по папиной линии.
 
– Да, и не жалею. Хотя у меня были мысли сначала пойти в хореографическое училище. Все бы ничего, да только мои подружки в этот момент, пом­ню, сказали, что балерины едят мало и только птицу. А для меня, тогда юной девочки, за определением «птица» стояли воробьи и голуби... – рассмея­лась наша героиня. – Я живо­писно представила эту карти­ну – воробышек на тарелке, и категорически отказалась идти в балет. Стала скрипачкой. Надеюсь, неплохой!

В громких паузах

– Как вам фильмы, которые представили современные ки­нематографисты на костанай­ском фестивале?
 
– Под большим впечатлением. Молодые режиссеры выбрали настолько актуальные темы. И причем это ненавязчиво пода­но. Больше значения было не в словах, а в эмоциях. Даже в паузах, громких. Это говорит о том, что наше казахстанское кино, которое девяносто лет на­зад было образовано, и в этом участвовал мой папа, продол­жает развиваться. Да, тогда, в военные и послевоенные годы, отличный виток был благодаря «Мосфильму» и «Ленфильму», которые базировались в Казах­стане. Крупные режиссеры и актеры поделились своим ма­стерством с нашими. В искус­стве нет национальности. Это единотворчество, взаимосвязь.
 
Вот и в 30-е годы в театр, где работал папа, приезжали та­лантливые режиссеры из Рос­сии и работали с труппой, ста­вили пьесы мировой классики – Шекспира, Гоголя, Чехова. Кстати, когда потом папа был в Москве вместе с писателем Га­битом Мусреповым, они пошли в Совет министров, к тем, кто отвечал за финансирование. Просили денег на строительст­во нового театра в Казахстане. И финансирование дали благо­даря тому, что отец представил такой разнообразный реперту­ар.
 
Нужно понимать, что искус­ство, творчество всегда объеди­няли и объединяют. Это сейчас важно как никогда.
Николай СТАДНИЧЕНКО 23nik74@mail.ru 54-08-36
Фото  автора 
Просмотров: 3644
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран