Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Строчки для фронтаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Строчки для фронта

Строчки для фронта

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

Сейчас уже мало кто помнит, что фабрика «Большевичка» приехала к нам в первые месяцы войны из города Херсона Украинской ССР. И уж совсем никто не знает, как это было…

Три дня на сборы

После начала войны фронт быстро приближался к Херсону. Тысячи его жителей выходили на строительство оборонительных укреплений вокруг города. Был создан городской истребительный батальон, формировались отряды народного ополчения. С приближением фашистов началась эвакуация предприятий, чтобы в глубоком тылу наладить выпуск нужной стране продукции. Обороняли город, с 15 по 18 августа 1941 года, части 51-й стрелковой дивизии и моряки Дунайской речной флотилии,. Потом наши войска оставили Херсон и с боями отошли на восток.

Швейной фабрике «Большевичка» дали на сборы три дня. За это время надо было снять с привычных мест станки и машинки, погрузить в вагоны рулоны ткани и фурнитуру, не забыть при этом нитки из старых запасов и драгоценные иголки. Но разве все учтешь и запомнишь, когда совсем близко громыхают снаряды, а на город с воем пикируют «Юнкерсы»?

Кадры

Тут надо оговориться по поводу не совсем обычного штатного состава фабрики. В эвакуацию собиралось сотни полторы работниц, но лишь треть из них можно было считать опытными швеями. Остальные – ученицы из местных и молодые девчонки, которых неправедный суд объявил детьми врагов народа. Было им по 16 — 18 лет, многие и школу-то заканчивали за колючей проволокой, в исправительно-трудовой колонии НКВД №3 города Тобольска.

Перед войной, в 1940 году, их под конвоем отправили из Тобольска в Херсон, ученицами на швейную фабрику. Они еще и ремеслу не успели толком обучиться, как пришлось собираться в дорогу, в неведомую даль, в какой-то Кустанай. Вместе с ними в эвакуацию отправились и воспитанники детского дома имени Петровского из города Николаева. Проще говоря, вчерашние беспризорники и отбившиеся от родительских рук девчонки. Их тоже старались научить простым рабочим навыкам. Плюс охрана из солдат и офицеров НКВД, число которых по понятным причинам неизвестно.

Бомба не выбирает

…Две девчонки, одна из местных учениц, другая из детей «врагов народа», таскали к полуторке тяжеленные рулоны шерстяного сукна, а охранник с голубым околышем на фуражке молча следил за их мучениями. Ближе к обеду совсем рядом двор прошила пулеметная очередь с налетевшего бомбардировщика и ударила в недалекий забор бомба. Одна из девчонок не выдержала и рявкнула на солдата:

- Ты долго будешь так бездельничать, дармоед проклятый?! Думаешь, бомба будет выбирать, кого пришибить? А ну, давай, берись за работу, или я командиру доложу. Вояка!

И солдат, покраснев, кинулся им помогать. Уже вечером, когда поезд уходил с вокзала, над путями появился еще один самолет с черными крестами на крыльях. Видимо, летел с бомбежки, пустой, но половина пулеметной ленты в обойме оставалась. И он полоснул по уходящему на восток эшелону. Девчонки попадали под лавки, где-то треснула деревянная стенка теплушки. Они посмотрели друг на друга: живы? Живы, очередь зацепила другой вагон, но и там все были целы, если не считать пробитой стенки.

Ехали в тыл мучительно долго, пропуская идущие на запад эшелоны с солдатами и танками, и обратный поток с ранеными в санитарных поездах. На остановках выбегали из вагонов, чтобы получить положенные к обеду котелок каши или жидких щей, полбуханки хлеба на сутки. В Кустанай вагоны со всем имуществом и персоналом фабрики «Большевичка» начали прибывать 5 сентября 1941 года.

На месте

Все пути были забиты воинскими составами, и директору фабрики Адольфу Гильевичу Рябому (вот послал же бог некстати имя!) с большим трудом удалось найти в этой кутерьме начальника вокзала. Потом начались телефонные звонки в горисполком с требованием выделить автомобили для перевозки оборудования швейной фабрики. Куда именно – пока неизвестно. О коллективе речи тоже пока не шло, надо было быстрее определяться с техникой и освобождать вагоны.

Коллектив, между тем, сам решал свои проблемы. Все съедобные припасы закончились еще на Урале. Женщины выбрали самых бойких и отправили их на вокзал в поисках какой-никакой еды. Денег собрали, вдруг удастся что-то купить. Те вскоре вернулись, неся куль жареных пирожков с картошкой. Какая-то бабушка напекла и вынесла к путям, то ли продать хотела, то ли просто помочь солдатикам. Но денег не взяла, все приговаривала: «Кушайте, кушайте, у меня всегда пирожки удаются».

А директор фабрики в день приезда до позднего вечера препирался в горисполкоме по поводу размещения оборудования и самого коллектива. Горисполком гудел, как штаб белогвардейцев при отступлении из Крыма. На путях еще стоял первый эшелон из Херсона, по крайне мере, у людей пока была крыша над головой. Но стояли без дела станки и швейные машинки, лежали ткани, фурнитура, запчасти, которые удалось увезти с собой. А надо было уже монтировать все на новом месте, запускать машины в работу и слать телеграмму в Москву: «Большевичка» дала первую продукцию для фронта.

Точно в срок

А.Г.Рябой нашел понимание у председателя гориспрокома Ивана Петровича Маякина, а тот отыскал помещения для фабрики. Глаз они не очень радовали, но других не было. Здание Кустанайского земельного отдела было некогда большим купеческим двухэтажным деревянным домом по улице Ленина, 88. Для семьи торговца это были хоромы, а для фабрики совсем не подходящие клетушки. Не лучше были здания по улице Калинина, набор небольших избушек, сегодня здесь находится средняя школа № 2. Вот в таких условиях и вынуждены были разворачивать работу.

Но к намеченному сроку, к 10 октября, своими силами коллектив фабрики полностью оборудовал 158 рабочих мест. В Москву ушла соответствующая телеграмма: швейная фабрика «Большевичка» выдала первую продукцию для фронта. Точно в отведенный для этого срок. Проблему коневейера решили с помощью лошадки по кличке Орлик. В одной избушке кроили ткань, грузили ее на подводу и лошадка везла крой в следующий цех. Шили солдатские телогрейки, гимнастерки, шаровары, белье. Старались, чтобы строчки ложидись ровные, крепкие, а иногда вкладывали в карманы записочки для бойцов с другими строками. «Бей врага, береги себя!»

Одели 25 дивизий

И это была далеко не вся работа, которой занимался коллектив фабрики. Обучение швей, заготовка дров на зиму, посадка картошки из собранных по дворам семян, пошефная Ершовская МТС, помощь селу и армии деньгами и людьми, и прочее, прочее.

Если все описывать, не хватит никакой газеты. Но общий итог работы на Победу назвать надо. За годы войны фабрика «Большевика» одела 25 пехотных дивизий, а в дивизии в то время насчитывалось до 12 тысяч человек. А что было самым тяжелым в те годы? Много было всякого, но любая швея ответила бы так: починка обмундирования. Таких изделий, привезенных с фронта, было за все годы 88 000 штук. Большая и горькая цифра, если вдуматься. Тяжелые шинели везли на Тобол, как могли отстирывали от крови и пороха в ледяной воде. Потом латали и штопали и не раз роняли слезы над пробитыми пулями, посеченными осколками солдатскими одежками.

И это лишь один, совсем малый эпизод из жизни фабрики «Большевичка», которая и сегодня служит людям.

Владимир Моторико
Фото из архива и Василия Середенко
Просмотров: 1714
Нравится: +27
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран